|
Техника офорта
05.09.2019
Рибера был одним из первых испанских художников, который начал работать в области гравюры, используя при этом технику офорта. Большинство офортов выполнено им в юности, в первой половине 20-х годов. Эти работы свидетельствуют о тщательном изучении натуры, о реалистических стремлениях молодого художника. Он уже интересуется разнообразием человеческих типов, их красотой или уродством, их характерами и индивидуальными особенностями, их душевным миром. В 1622 году он рисует два погрудных портрета безобразных стариков, поразивших его своей внешностью. Один из них — худощавый, с выпяченной губой и бородавками на лице. Другой — с толстым вздернутым носом и свисающей с шеи на грудь опухолью, еще более уродлив (илл. 50). Иной образ возникает в офорте «Поэт» (1628). Фигура старого человека в римской тоге, увенчанного лавровым венком, полна благородства, лицо глубоко интеллектуально и печально. Все офорты выполнены тонкой штриховкой, с применением резких контрастов света и тени.
Во второй половине 20-х годов внимание Риберы всецело захватывает живопись. Первое датированное и подписанное живописное произведение Риберы, дошедшее до нашего времени — «Св. Иероним, внимающий звуку трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж). Старик отшельник, который спокойно писал, окруженный книгами, внезапно услышал страшную весть о смерти всех живущих на земле и суде над их душами. Он прервал свою работу, рука с пером повисла в воздухе, тело изогнулось, рот полуоткрылся, глаза ищут трубящего ангела. При первом взгляде на картину кажется, что Рибера, показывая испуг человека, прибегает главным образом к внешним эффектам, но это не так. Иероним Риберы подлинно живой человек, потрясенный вестью. Его некрасивое лицо очень выразительно, усталые глаза, обведенные красными кругами, блестят влажным блеском, морщины на лбу собрались в глубокие складки, босая нога тяжело упирается в землю. На основе внимательного изучения написано тело с дряблой старческой кожей. Свет выхватывает его из глубокой тьмы фона. Резкие контрасты света и тени усиливают впечатление тревоги и напряженности и вместе с тем выделяют фигуру и лицо Иеронима, погружая в полутьму его руки и детали картины. Красное пятно плаща виртуозно сочетается с желтоватым тоном тела и золотистыми переплетами толстых книг, лежащих на земле.
Хотите перекрыть крышу? В интрнет-магазине www.25mm.ru вы найдете широкий ассортимент кровельных материалов и инструментов по доступным ценам.
В 20-х и первой половине 30-х годов Рибера работает в манере «тенебросо» (темной), свойственной Караваджо, но его образы одухотвореннее, сильнее выражением внутренней жизни.
|
|