|
Распространение модернистского искусства
18.12.2020
Первая выставка группы «Гутай» в Японии свидетельствует о распространении модернистского искусства посредством медиа; другим примером переосмысления модернизма художниками за пределами США и Европы служит возникшая в Бразилии группа неоконкретистов.
В пятом номере журнала «Гутай», вышедшем в октябре 1956 года, появилось следующее краткое заявление: «Высоко ценимый нами американский художник Джексон Поллок безвременно погиб в результате автокатастрофы, и мы глубоко взволнованы. Б. Х. Фридман, один из близких к нему людей, приславший нам известие о его смерти, написал: „Просматривая недавно библиотеку Поллока, я обнаружил в ней два или три номера журнала «Гутай». Мне сказали, что Поллок был большим поклонником группы «Гутай», поскольку считал близкими себе взгляды и работы ее представителей"». Последнее утверждение по меньшей мере вызывает сомнение (не исключено, что Фридман был чрезмерно вежлив или его письмо было подделкой), и нам не стоит делать поспешный вывод об интересе Поллока к группе «Гутай» исходя из странного наличия в его мастерской в Ист-Хэмптоне двух номеров малотиражного японского журнала (за октябрь 1955 года) среди более привычной американской и европейской художественной прессы.
Играете в букмекерской конторе? Скачайте мостбет приложение и делайте ставки в любое удобное для вас время.
Тем не менее это упоминание позволяет судить о значении Поллока для издателей журнала (скорее всего они сами послали ему эти номера, вопреки их притворному удивлению в процитированной заметке): он был для них воображаемым экспертом, почитаемым мастером. Всего через десять лет после Хиросимы и Нагасаки, в ситуации шизофренической поддержки Японией американизации в сфере экономики при сопротивлении ей на уровне культуры (двумя наиболее проторенными путями были здесь, с одной стороны, «возвращение к порядку», призывавшее к реабилитации многовековых японских традиций, а с другой — «социалистический» реализм), восторженное отношение к американскому художнику носило намеренно шокирующий характер.
|
|