|
Примитивизм
14.01.2021
Примитивизм не был первым обращением к экзотике в Европе Нового времени: фантазии о Востоке уже не раз возникали в изобразительном искусстве и литературе. XVIII век был свидетелем моды на китайский фарфор (шинуазри), художников XIX столетия увлекали сначала Северная Африка и Ближний Восток (ориентализм), а затем Япония (японизм). Эти увлечения часто возникали вслед за крупными военными кампаниями (такими, как Египетский поход Наполеона 1798 года или принудительное открытие портов Японии для мировой торговли в 1853 году) и колониальными отношениями (французские художники держали курс на французские колонии, немцы на немецкие и т. д.). Эти места образовывали «воображаемую географии» (термин Эдварда Саида из книги «Ориентализм» 1978 года), то есть своего рода пространственно-временную карту, отображающую психическую двойственность и политические амбиции европейцев.
Ближний Восток в ориенталистском искусстве часто изображался как древняя колыбель цивилизации, но одновременно дряхлый, порочный, пассивный и нуждающийся в имперском господстве. Япония тоже воспринималась как древняя культура, но в ее прошлом «японисты» видели невинность, чистоту видения, сохранившуюся в гравюрах, веерах и ширмах и способную сослужить службу европейцам, чей взгляд замутнен западными изобразительными конвенциями. Примитивизм обращался также к более древним началам, однако и здесь примитивное разделялось на миролюбивых, или благородных, дикарей (обитателей чувственного рая тропиков, часто ассоциируемого с Океанией) и кровожадных, или порочных (живших в сексуальном сердце тьмы, в роли которого обычно выступала Африка). Оба представления, пусть в ослабленном или преобразованном виде, дожили до наших дней, и к ним добавились новые, распространяемые массмедиа.
Ищете честную и надежную букмекерскую контору? Читайте parimatch отзывы и выбор будет очевиден.
Авангардисты использовали воображаемую географию тактически. Импрессионисты и постимпрессионисты, как выразился однажды Пикассо, уже оккупировали Японию, поэтому его поколение захватило Африку, а некоторые, как Матисс и Пауль Клее, продолжали использовать ориенталистские декорации. Сюрреалисты, в свою очередь, обратились к Океании, Мексике и Тихоокеанскому Северо-Западу, потому что искусство этих регионов было, так сказать, более сюрреалистичным, а кроме того, помогало им обойти кубистов и экспрессионистов. Шаг в сторону от традиции является стратегией внутри нее — это правило работает и в частом обращении к народному искусству, будь то бретонские распятия у Гогена, баварская живопись по стеклу у Василия Кандинского или византийская иконопись у Казимира Малевича и Владимира Татлина.
|
|