Эдмунд Кемпер — маньяк с интеллектом гения...
Алина Максимова, специально для «Криминала»
Эдмунд Кемпер с самого детства подвергался преследованиям со стороны матери. Неудивительно, что он вырос с мечтой о насилии и не признавал секса без убийства. Ему было всего 15 лет, когда он убил собственных бабушку с дедушкой. Тогда он впервые понял, что вид крови и мертвых тел его сильно возбуждает. Шесть лет Кемпер провел в психиатрической лечебнице закрытого типа. Но потом его посчитали излечившимся и выпустили на свободу, где он стал вымещать детскую злобу на незнакомых девушках. Последним смертельным случаем его кровавой серии стало убийство собственной матери и ее подруги, после чего он сам позвонил в полицию и сдался.
«Я ХОТЕЛ ПОЧУВСТВОВАТЬ, КАКОВО УБИВАТЬ…»
Эдмунд Эмиль Кемпер Третий (так его называли потому, что его имя полностью повторяло имя отца и деда) родился 18 декабря 1948 года в городе Бэрбэн, в Калифорнии. В семье, которую нельзя было назвать благополучной. Отец и мать Кемпера частенько дрались между собой. В такие моменты Эдмунд и две его сестры прятались в подвале.
Кемперу было лет шесть, когда он придумал странную игру. Как будто он преступник и его казнят на электрическом стуле. Тогда же впервые у Эдмунда проявились первые признаки немотивированной агрессии. Если сестры отказывались с ним играть, он отрывал головы их куклам. Но очень скоро ему показалось этого мало. И он убил и расчленил двух кошек.
В возрасте десяти лет Эдмунда стали запирать на ночь в подвале. Его мать, испуганная ранним развитием и ростом собственного сына (когда он стал взрослым, его рост достиг 2 м 10 см), стала опасаться, что тот может вступить в сексуальные отношения с сестрами. Отдельной спальни для мальчика в доме не нашлось, и для этих целей приспособили подвал возле котельной. А когда Кемперу исполнилось 15 лет, мать вообще отправила его к бабушке с дедушкой.
Более полугода Эдмунд жил на ферме, в живописном районе Калифорнии. Но, как оказалось, эта идиллия не нравилась подростку. 27 августа 1964 года абсолютно немотивированно он застрелил свою бабушку. А чуть позже и деда, который в момент убийства жены на ферме отсутствовал. После второго убийства Эдмунд позвонил шерифу.
— Зачем ты это сделал? — поразился шериф, когда убедился, что телефонное признание подростка не шутка.
— Я просто хотел почувствовать, каково это — убить их, — спокойно пожал плечами Кемпер.
Его признали невменяемым и поместили в психиатрическую клинику закрытого типа в городе Атаскадеро.
ТЮРЕМНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Так Кемпер оказался среди извращенцев и маньяков всех мастей. Но его задевать никто не пытался. В 15 лет он вымахал под два метра и весил более ста килограммов. Но при этом был умным и сообразительным мальчиком. В результате чего его даже официально назначили помощником физиолога и приписали к психологической лаборатории.
Ему очень нравилось присутствовать на беседах психологов с пациентами клиники. Особенно Кемпера интересовали истории про всевозможные изнасилования. Скорее всего именно в клинике он пришел к выводу, что секс невозможен без насилия. Но свои мысли Эдмунд научился очень неплохо скрывать. А еще в больнице он пришел к мысли, что если сам совершит преступление, то ни в коем случае не попадется. Ведь он намного умнее всех, с кем ему приходилось общаться! Кстати, он был недалек от истины. Уже после второго ареста правоохранительные органы проведут тесты и выяснится, что IQ маньяка приближается к 150 пунктам, тогда как у большинства людей IQ колеблется в диапазоне 100—110.
Но чтобы не попасться, необходимо было придерживаться определенных правил, которые Кемпер сам же и разработал. Врачам не дано было заглянуть в мысли маньяка, а его поведение свидетельствовало о том, что он вылечился. В 1969 году надзорная комиссия посчитала его неопасным и отпустила под надзор матери. Та к этому времени заняла должность помощника ректора Университета Санта-Клара, и Кемпер переезжает в городок Аптос.
Однако убивать он стал далеко не сразу. Он все равно считался опасным, а потому был под надзором полиции. Но в 1971 году надзорное дело в отношении Кемпера было закрыто. Хотя обычно за потенциально опасными американская полиция наблюдает минимум лет пять. Но в Аптосе шериф пошел навстречу матери Кемпера, которая и ходатайствовала о снятии надзора. Чем и подписала смертный приговор самой себе и еще семи женщинам.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Разрабатывая план первого убийства, Кемпер постарался учесть все случайности, чтобы не попасться в полицию. Он устроился работать в дорожную службу разметчиком, завел массу знакомств среди полицейских. На фоне большинства представителей молодежи, которая в те времена повально увлекалась панк-движением, хипповала, курила марихуану и вела раскованный образ жизни, Кемпер производил приятное впечатление. Он не курил, носил короткую стрижку, угощал полицейских пивом и вообще был «своим парнем». Так что полицейские не стеснялись при нем разговаривать на профессиональные темы. А Эдмунд жадно впитывал все нюансы работы полиции.
Именно под влиянием этих разговоров Кемпер отказался от мысли знакомиться с жертвами в барах, после чего вести их домой. При таком варианте оставалось слишком много свидетелей. И маньяк решил подбирать девушек на дорогах.
В 1972 году Кемпер купил автомобиль, хотя до этого ездил на мотоцикле. Машину маньяк оборудовал новейшей радиостанцией, которая могла настраиваться на полицейскую волну и волну дальнобойщиков. Кемпер считал, что ему будет не лишним знать о дорожной обстановке, чтобы не быть остановленным полицией в самый неподходящий момент.
Некоторое время он колесил по дорогам Калифорнии, подвозя случайных попутчиков. Но ему постоянно что-то мешало. А 7 мая 1972 года на автовокзале в Беркли он подобрал двух девушек. Это были Мэри Энн Пеше и Анита Лучес, которые приехали в Калифорнию из другого штата. На вокзале больше никого не было, и Кемпер решил, что пришел его час.
Он завез девушек в пустынное место и набросился на Мэри Энн. Сковав ей руки наручниками, Кемпер накинул на голову девушке полиэтиленовый пакет. Он не раз видел, как именно таким образом гангстеры пытают своих жертв. Но оказалось, что фильмы врут. Девушка с легкостью прокусила пакет, обеспечив себе доступ воздуха. Тогда маньяк взял нож и нанес несколько ударов в грудь и живот, после чего перерезал девушке горло.
Анита, сидевшая на заднем сиденье, с ужасом смотрела на происходящее. Вполне возможно, что у нее был шанс спастись, если бы она выскочила из машины в тот момент, пока Кемпер боролся с Мэри Энн. Сам маньяк после ареста утверждал, что у второй девушки действительно была такая возможность, но та просто оцепенела от увиденного. Она попыталась сопротивляться лишь тогда, когда Кемпер стал выволакивать ее из машины. Но силы были явно не равны.
Тела обеих девушек маньяк уложил в багажник и повез к себе домой. Разложив на полу полиэтилен, чтобы не запачкать квартиру кровью, Кемпер отрезал обеим девушкам головы, после чего разрезал животы и долго изучал внутренние органы. Достоверно не известно, занимался ли Кемпер сексом с трупами. Но на следствии он утверждал, что ни разу в жизни не вступал в сексуальные отношения с живыми.
После того как любопытство (а возможно, и похоть) маньяка были удовлетворены, он отвез тела девушек в горы. Обеих он закопал в разных местах, а головы выкинул в каньоны. Он рассчитывал, что даже если трупы найдут, то без голов идентифицировать их будет затруднительно. Но он не учел фактор случайности.
«Я ЛЕТАЛ НА КРЫЛЬЯХ… ПОСЛЕ УБИЙСТВА»
В августе 1972 года группа альпинистов, которая приехала в калифорнийские горы для тренировок, нашла человеческую голову. Череп был фактически без кожного покрова, но имел темные волосы средней длины. К тому времени Анита и Мэри Энн были объявлены в розыск. А цвет и длина волос совпадали с приметами Мэри Энн. Нижняя челюсть найденной головы сохранилась хорошо. И дантист Мэри Энн уверенно опознал зубную карту девушки.
Узнав о том, что голова девушки найдена и опознана, Кемпер сильно обеспокоился. Он-то рассчитывал, что девушек никогда не найдут. От своих друзей полицейских он узнал, что следы девушек терялись именно в Беркли. А ведь автомобиль Кемпера могли видеть свидетели. Но к нему никто так и не пришел с вопросом, что он делал на автовокзале Беркли 7 мая.
И все-таки маньяк решил на некоторое время затихнуть. Но 14 сентября 1972 года, увидев вечером на остановке в том же Беркли миниатюрную японку, не удержался. Огромный Кемпер вообще питал слабость к миниатюрным женщинам.
15-летняя Эйко Ку ехала в Сан-Франциско на занятия в хореографической студии. Кемпер предложил ее подвезти, и девушка согласилась. Во время поездки маньяк рассказал девушке слезливую историю о том, что его бросила девушка и теперь он мечтает о самоубийстве. Доверчивая японка принялась утешать Кемпера, что сильно развлекало маньяка.
Он завез девушку в горы и вволю поиздевался над ней. Он душил, избивал ее ногами, а в конце еще и изнасиловал уже бездыханное тело. Труп он опять отвез к себе домой, долго рассматривал, а ночью положил к себе в кровать.
На следующий день Кемперу было необходимо посетить психиатра. Хотя полицейский контроль с него сняли, но медицинский пока оставался. Утром маньяк отрезал у девушки голову и руки, положил в багажник и поехал к врачу. По его собственным словам, он испытывал ни с чем не сравнимое вдохновение.
Психиатру состояние пациента понравилось, и он принял решение освободить его из-под медицинского контроля. С этого момента в мозгу Кемпера окончательно угнездится мысль о том, что убийство обязательно связано с чем-то хорошим и радостным.
Руки и голову Эйко, помня неудачу с Мэри Энн, он выбросил в океан. А тело закопал в горах.
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ
После исчезновения Эйко (и опять в Беркли!) полиция штата принялась за поиски похитителя весьма усердно. Кемпер, который знал, что в таких случаях тщательно проверяют ранее судимых (а ведь на нем «висело» двойное убийство), надолго затих. Но к нему так никто и не пришел. И маньяк полностью уверился в своей неуязвимости и удачливости. Он обнаглел настолько, что 8 января 1973 года вполне официально купил пистолет 22-го калибра. Причем воспользовался собственными, а не поддельными документами.
«Если хочешь что-то спрятать, то положи на видное место» — так он объяснил свой поступок.
И оказался прав. В полиции никто не обратил внимания на то, что признанный виновным в двойном убийстве Кемпер стал владельцем оружия. Да они и не проверяли все карточки, которые заполняют покупатели оружия. Хотя обязаны это делать.
А маньяк, ставший счастливым обладателем оружия, решил проверить его в действии. Сел в машину и поехал по дорогам Калифорнии. Возле городка Уотсонвилл он увидел голосующую женщину. На дороге никого не было, и Кемпер решил, что момент проверить пистолет очень удачный. Он посадил в машину девушку, это была Синди Шелл, и отвез ее в пустынное место, после чего выволок из автомобиля и выстрелил ей в голову. Затем обернул труп в полиэтилен, погрузил в багажник и поехал домой.
В то время он ушел с работы и жил вместе с матерью. А потому на ночь Кемпер оставил труп в багажнике своей машины. И только когда утром его мать ушла на работу, он выволок тело Синди и отнес его к себе в комнату. Несколько раз изнасиловав уже мертвое тело, маньяк отнес его в ванну и принялся за разделку. Он прекрасно знал, что пуля может стать серьезной уликой, а потому ее надо извлечь из тела. С этой целью он не просто отрезал голову, но и вскрыл череп в поисках пули. Достав улику, Кемпер принялся за руки. Отрезав и их, завернул тело в пакет и отнес в машину. А вот голову Кемпер решил оставить. Он оставил ее под деревом во дворе дома, лишь слегка прикрыв ветками. Он не раз будет приходить к своему «трофею», чтобы посмотреть в мертвые глаза девушки и поговорить с нею.
Остальные останки маньяк разбросал в разных местах в горах Санта-Круз. Их обнаружили буквально на следующий день. Кемпер, который выбирал наиболее заброшенные места, не мог знать, что как раз то место, где он разбросал части тела Синди, будет посещено студентами-геологами, которые и найдут обезглавленное и растерзанное тело.
Но опять Кемпера никто не заподозрит. А из разговоров с приятелями-полицейскими, маньяк поймет, что следствие понятия не имеет, кто именно убил Синди. И вконец отпустит тормоза.
ПРОПУСК НА СТОЯНКУ УНИВЕРСИТЕТА
Однако кое-какие выводы из рассказов полицейских маньяк сделал. Он понял, что полиция устроила охоту на похитителя девушек именно на дорогах. А потому решил искать свои жертвы в другом месте. Для этой цели он через мать сделал себе пропуск на стоянку университета, за что впоследствии и получил прозвище Убийца студенток. Но до 5 февраля у Кемпера никак не получалось посадить в свою машину попутчицу и остаться незамеченным. Один раз он заметил, что парень, увидев, как маньяк сажает в машину его однокурсницу, записал номер машины. Второй раз девушка, уже находясь в машине Кемпера, на ходу помахала своим знакомым, привлекая к себе внимание. Так что убить и не засветиться никак не получалось.
От неутоленной страсти к убийству Кемпер становился все более раздражительным. А тут еще и мать на мозги капает: «найди работу» да «найди работу»... 5 февраля 1973 года маньяк в очередной раз разругался с матерью, которая отказалась дать ему карманные деньги. Кемпер в сердцах хлопнул дверью, уселся в машину и поехал куда глаза глядят. И буквально через пару кварталов ему на глаза попалась голосующая девушка. Это была Розалинда Торп. Он посадил ее в машину и завел разговор. Ему трудно было сдержаться и не убить девушку прямо в машине. Но он ехал по освещенной улице и опасался, что выстрелы и подозрительную машину может кто-то услышать и увидеть. А еще через несколько кварталов Кемпер наткнулся на Элис Лю, которую тоже пригласил в машину.
Несмотря на то что некоторые газеты уже вовсю писали о том, что в Калифорнии действует маньяк, Элис села в машину без опасений. Там ведь уже сидела знакомая ей девушка. Когда Кемпер понял, что попутчицы знакомы друг с другом, он решил не тянуть. Заехав в темное место, он вытащил пистолет и выстрелил в Розалинду. Потом развернулся к заднему сиденью и несколько раз выстрелил в Элис.
Завернув тела в плед, он поехал домой. И надо же было такому случиться, что на светофоре на его машину обратил внимание другой водитель. Он пристально рассматривал тела под пледом, и Кемпер решил, что необходимо дать подозрительному водителю некое объяснение. А то, не дай бог, расскажет полиции!
— Девушки немного перебрали на университетской вечеринке, — проорал он в открытое окно машины и указал на университетский пропуск, закрепленный на лобовом стекле.
Подобное объяснение полностью устроило водителя. Он заулыбался и помахал Кемперу рукой. Но маньяк решил больше не рисковать, остановился в ближайшем темном месте и переложил тела в багажник. И не зря. Через пару кварталов Кемпера остановил полицейский. Дело в том, что несколько дней назад Кемпер разбил задний фонарь стоп-сигнала и никак не мог заменить его. Несмотря на то что полицейским было строго указано досматривать все подозрительные машины, остановивший маньяка страж порядка ограничился штрафом и не проверил автомобиль.
Доехав до дома, Кемпер прямо во дворе отрезал девушкам головы. Его мать в это время уже спала, а потому маньяк орудовал довольно спокойно. Утром, когда мать уехала на работу, Кемпер перетащил тело Элис в дом. Ему требовалось извлечь из тела пули. Но прежде чем приступить к хирургической операции по извлечению смертельных улик, маньяк вступил с обезглавленным телом в сексуальную связь.
«ДОВЕЛА СВОИМИ ПОУЧЕНИЯМИ…»
Тела обеих девушек Кемпер разбросал в каньонах гор Санта-Круз. Их довольно быстро обнаружили, но маньяка это уже не особо беспокоило. Пули он извлек, а свидетелей того, что именно в его машину садились эти девушки, не было. Кемпер думал, что двойное убийство приведет его в благодушное настроение, как это бывало раньше. Но все испортила его мать.
Кларнелл Стренберг (по фамилии последнего мужа, а замужем она была трижды) не оставляла попыток наставить сыночка на путь истинный. Но Кемпер не мог позволить себе работать, так как «охота» занимала слишком много времени. А объяснить, почему он не хочет устраиваться на работу, маньяк не мог. Так и нагнеталось напряжение между матерью и сыном, которое взорвалось в пасхальную ночь (с 21 на 22 апреля) 1973 года.
Ранним утром, наплевав на все свои правила, Кемпер взял молоток, спустился в спальню матери и несколько раз со всей силой ударил ее по голове. После чего отрезал матери голову, с которой пытался заняться оральным сексом. Когда «наигрался», поставил голову в сервант и почти два часа орал на нее, припоминая все обиды, которые от нее претерпел.
Но в конце концов пришло отрезвление от эйфории. Кемпер осознал, что когда труп матери обнаружат, то первое подозрение падет именно на него. И тогда он решил сымитировать ограбление. Чтобы картина выглядела более правдоподобной, решил, что трупа должно быть два. А может, просто секса с мертвым телом захотелось…
Как бы то ни бы-ло, но он позвонил подруге матери и пригласил ее на пасхальный ужин. Встретил женщину прямо у входных дверей и «обнял» своей ручищей за шею. Хрустнули позвонки, и женщина обмякла. Кемпер отнес ее в спальню матери, где и занялся сексом с трупом. Когда возбуждение от убийства матери и ее подруги оставило Кемпера и он смог думать адекватно, то быстро понял, что ему не удастся избежать подозрений. А с учетом убийства бабушки с дедушкой…
Кемпер выбежал из дома и сел в машину. Пару дней он гнал в сторону Мексики, внимательно слушая радио и ожидая сообщения о двух истерзанных трупах. Но так и не дождался. И все это время Кемпера терзала мысль, что затеряться на просторах США ему не удастся. Слишком уж примечательная у него внешность. И решил, что несколько лет в психиатрической клинике он выдержать сможет.
На ближайшей автозаправке Кемпер позвонил в полицию и признался в двойном убийстве. Позволил себя арестовать и доставить в округ Санта-Круз. Где сразу заявил:
— Хотя я и убил, но судить меня нельзя! Я психически нездоров.
Но ему не поверили. Психиатры утверждали, что Кемпер вменяем. Чтобы подтвердить свое помешательство, маньяк стал рассказывать о других убийствах. В результате этих признаний были найдены тела Мэри Энн Пеше и Эйко Ку. Останки Аниты Лучес так и не были найдены. Тела еще трех девушек, убитых Кемпером, были обнаружены ранее. И когда присяжные, перед которыми предстал убийца десятерых человек (включая бабушку и дедушку), решали вопрос о вменяемости этого огромного парня, их вердикт был ожидаем. По результатам вердикта судья приговорил Кемпера к трем пожизненным срокам заключения, что практически исключает возможность досрочного освобождения. Ведь для разрешения на «досрочку» необходимо получить разрешение на досрочное освобождение по каждому из трех сроков.
Но Кемпер все-таки умудрился добиться того, что его из тюрьмы переместили в психиатрическую клинику, где он и доживает свои дни.