Экспонат
Сергей НЕПША, специально для «Криминала»
Кто знаком с настоящими коллекционерами, тот согласится, что это люди одержимые и немного странноватые. Ради хобби они готовы отказывать себе буквально во всем. При этом коллекционеры убеждены в том, что их уклад, их отношение к определенным вещам должны быть приняты абсолютно всеми.
Вот так случилось в семье деда Егора и бабы Дуси. Их внучка вышла замуж, и с мужем они на несколько лет уехали на заработки на Север. Там-то они оба и «подсели» на довольно редкое хобби. Коллекционировали кости, клыки, зубы различных животных. Были в их коллекции «запчасти» от зубров, тюленей, моржей, оленей, лосей, нерп и даже от мамонта что-то удалось добыть. Из костей молодые супруги вырезали фигурки, украшения. Надо признать, получалось неплохо. Видно, талант у них к этому делу дремал. А тут взял, да и проснулся. К тому же хобби приносило неплохой доход. Страсть к костям безвозвратно пленила и внучку, и ее мужа. Они фанатели от костяного дела.
Заработав длинный северный рубль, молодые приехали на родину. Конечно проведали деда. А у того как раз юбилей — 75 лет! Помимо различных гостинцев они приготовили для юбиляра особый подарок. По их мнению, здоровенный клык старого моржа, похожий на изогнутую увесистую палку, должен был очаровать деда.
Дед Егор с кислой миной глядел на подарок. Крутил его в руках, ковырял ногтем, тряс, пробовал на зуб, хоть убей не понимая, какого кляпа делать с этой фигней. «Мало, что ли, во дворе рожна всякого, так еще с севера приперли…» — думал он. А когда Егор узнал, что за этот подарочек внучка с мужем отвалили сумму, равную почти пятнадцати (!) дедушкиным пенсиям, старика чуть кондратий не хватил.
— Да и то, дед, это мы, считай, по дешевке отхватили. Через своих знакомых брали. А то бы раза в два дороже вышло… — хвалилась внучка.
Как баран пялится на новые ворота, так и дед Егор, не скрывая досады, смотрел на бесценный бивень, просчитывая в уме, сколько бы можно было купить поллитровок вместо этой хрени.
— По цене и почет, — торжественно произнесла баба Дуся и, тяжело вздыхая, поставила клык в красный угол дома, под икону.
Гости были удовлетворены, что экспонату досталось самое лучшее место.
* * *
Через пару месяцев внучка с мужем вновь проведали деда с бабушкой. У молодых ноги подкосились, когда они не обнаружили бесценный подарок.
— Да шут его знает, был ваш бивень, и вдруг не стало. А с другой стороны на кой он. С него пользы как с козла молока, — простодушно ответил дед Егор на вопрос внучки. Бабка Дуся тоже ничего внятного об исчезновении экспоната не пояснила. Молодой чете ничего не осталось делать, как поспешить в милицию с заявлением о краже особо ценного экспоната.
Местный участковый капитан милиции Петя Карпов долго чесал голову, размышляя над тремя вопросами. Первый: «Какого хрена нужно было дарить якобы дорогую вещь людям, которые в этом абсолютно ничего не понимают?» Второй: «Ну подарили, ну пропал подарок… Так о пропаже должны переживать новые хозяева бивня — дед Егор с бабкой Дусей. А они и в ус не дуют. Им этот экспонат до припадка…» И третий вопрос: «Моржиный клык в поселке вещь бесполезная, а потому никому не нужная. И воровать его вряд ли кто станет…»
* * *
Руководствуясь этими соображениями, участковый направился в дом к деду Егору. Опытным глазом он обшарил все закоулки жилища и надворных построек. Клыка нигде не было. «Неужто из-за северного подарочка «глухарь» придется вешать? Начальство ведь сожрет», — думал на обратной дороге капитан. Вдруг на лугу возле речки Карпов увидел бабку Дусю, которая мирно пасла своих коз. «Пойти бабулю расспросить подробнее о пропаже», — буркнул себе под нос участковый и направился к реке.
По мере приближения опытный взгляд участкового зацепился за странную палку, к которой был привязан козел бабки Дуси Борька.
— Етитская сила, так это ж моржиный клык!.. — обрадовался участковый.
— Он, родимый, он. Удобная вещь. Увесистая, прочная и в землю хорошо залезает. Деревянные палки ломаются, а эта надежная и красивая. Все обзавидовались, какая у меня палка для выпаса коз. Я нахвалится не могу. Говорю, внучка с севера привезла. Думаю, че клыку этому в доме без толку стоять, вот и приспособила под выпас. Ты только ничего внучке не говори. Скажи, что не нашел, — пролепетала бабка Дуся, виновато улыбаясь.
— Нет уж, бабка Дуся, теперь этот экспонат я конфискую. Протоколом изыму, как вещественное доказательство. У нас в милиции всему цену знают, — тяжело вздыхая, ответил капитан.