В тюрьме сейчас хорошо: «дурь» и водочка...
Михаил КАЗАКОВ, специально для «Криминала» (Материал подготовлен при содействии пресс-службы СУ СКП РФ по Ростовской области и Ростовского областного суда.)
Российская система исполнения наказаний, к сожалению, не всегда изолирует преступников от общества, и хочется верить, что её реформа поставит всё на свои места. А сейчас только в Ростовской области в 2010 году возбуждено немало уголовных дел по нарушениям в исправительных колониях.
Кайфовая «девятка»
Случаи обнаружения наркотиков в ИК?9 города Шахты происходят все чаще. «Дурь» проносят сотрудники (были и такие приговоры в 2008 году), «дурь» забрасывают с воли через колючку, приносят родственники, пришедшие на свидание с сидельцами. И это в исправительной колонии строгого и особого режима, где содержится до сотни долгосрочников, включая осужденных за преступления совершенные в составе бандформирований!
Только в октябре 2010 года в «девятке» предотвращено четыре попытки заброса наркотиков через колючку с воли.
12 октября, вечером, возле колонии был задержан ранее судимый мужчина из местных, который ранее отбывал наказание в «девятке». Он очень долго ходил вдоль стены по периметру и привлек внимание патруля. При личном обыске у бывшего сидельца изъяли героин в особо крупном размере — принес он его корешу, который сидит в «девятке».
В конце лета прошлого года у родственника одного из осужденных, прибывшего на свидание в ИК?9, изъяли героин из… заднего прохода! Пытался пронести на территорию колонии. В 2009 году жена одного из зэков тоже пыталась пронести наркотики для мужа в другом интимном, чисто женском, месте. В 2008 году осужден к условному лишению свободы сотрудник ИК?9, который хотел пронести наркотики по просьбе одного из осужденных, за вознаграждение в одну тысячу рублей.
ОПГ в тюремных робах
Летом 2010 года в Ростовском областном суде вынесен обвинительный приговор сидельцу из исправительной колонии. Этот гражданин, не выходя из камеры, организовал преступную группу и занимался сбытом наркотиков сразу в нескольких городах. Руководство он осуществлял по мобильной связи — в колониях сейчас с этим нет проблем.
С августа по ноябрь 2007 года ОПГ продала почти полтора килограмма опия и столько же уксусного ангидрида. Всего по делу проходило девять подсудимых. Двоих присяжные оправдали, одному суд дал условное лишение свободы. Еще двое не дожили до приговора — умерли от передозировки. Лидер ОПГ осужден к 12 годам и пяти месяцам лишения свободы с отбыванием на особом режиме. Трое его подельников, которых присяжные признали виновными в наркосбыте, получили семь, восемь и девять с половиной лет лишения свободы.
В 2008 году в Ростовском областном суде слушалось дело ОПГ наркодельцов из исправительной колонии №12 города Каменск-Шахтинский. По делу проходило 11 фигурантов, половина из которых отбывали наказание в этой колонии. На воле им помогала мама лидера ОПГ и знакомые. «Дурь» поставлялась в колонию для сбыта среди осужденных и для личного употребления членам ОПГ.
Недавно в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника ИК?10, обвиняемого в покушении на сбыт наркотиков. Младший инспектор группы надзора пронес в колонию героин, но попался.
Выпьем и снова нальем!
В Новочеркасске возбуждено уголовное дело в отношении младшего инспектора — инспектора 2?й категории группы надзора отдела безопасности исправительной колонии №14, обвиняемого в превышении должностных полномочий и получении взятки. Следствием установлено, что младший надзиратель пронес в колонию и передал осужденным три литра водно-спиртовой смеси, килограмм дрожжей и сотовый телефон за взятку в сумме 500 рублей. Сумма взятки впечатляет!
Коррупционер в красных погонах
20 октября 2010 года в Батайске вынесен обвинительный приговор младшему инспектору отдела безопасности по жилой зоне исправительной колонии № 15, обвиняемому в превышении должностных полномочий: проносе на территорию колонии с целью передачи осужденному сотового телефона, sim-карты и зарядного устройства к мобильнику. Суд назначил ему наказание в виде полутора лет лишения свободы условно. К слову, уголовные дела подобного рода относятся к делам коррупционной направленности. Надо полагать, мобильники сотрудники ИК на зону проносят не за бесплатно. Только не всех на взятках ловят. Летом 2009 года, когда во время шмона стали изымать мобильники, в Ростове бунтовала «десятка».
Деньги зло!
18 октября 2010 года в городе Шахты возбуждено уголовное дело в отношении старшего оперуполномоченного оперативного отдела исправительной колонии №20 (там содержатся осужденные, больные туберкулезом). Предприимчивый опер не стал связываться с мобильниками или наркотой. Он замутил дело получше, пообещав матери одного из осужденных, отбывающего срок за мошенничество и вымогательство, помочь сделать ее сыну условно-досрочное. За 80 тысяч рублей вознаграждения. Взяли старшего опера с поличным — не успел разбогатеть. Лет на шесть сядет. Тут условным и не пахнет.
Под следствием находится сейчас и главный бухгалтер следственного изолятора из города Шахты. Ей предъявлено обвинение в мошенничестве с использованием служебного положения и в особо крупном размере. По версии следствия, главбух по предварительному сговору с неустановленными пока лицами из числа сотрудников этого же учреждения с апреля 2007 года по май 2010?го умышленно завышала в ведомостях суммы денежного довольствия сотрудникам, а выдавала меньше. Разница шла в карман. Набежало около трех миллионов рублей, похищенных из казны.
Сколько мошенника ни сажай…
В этом году в городе Шахты Ростовской области изобличен мошенник из числа осужденных. Этот не торговал наркотой посредством мобильной связи, он себе делал «бабки» сидя в камере. Правда, на воле у него была помощница. Зэк разводил на деньги влюбившуюся в него дамочку, с которой познакомился через интернет. Представился боевым офицером, прошедшим несколько горячих точек, который теперь валяется по госпиталям из-за последствий тяжелых ранений. Мол, нужна дорогостоящая операция. Через несколько месяцев после виртуального знакомства, считая себя невестой «офицера», влюбленная женщина в общей сложности отвалила ему 700 тысяч рублей — на операцию за границей. Заняла у знакомых, брала кредит в банке. Только наши женщины на такое способны!
Но это — веники, по сравнению с аферой, которую провернул сиделец одной из колоний Воронежской области несколько лет назад.
Сорокадвухлетний житель Воронежа, назовем его условно Ивановым, имея несколько высших образований, зная несколько иностранных языков, предпочел карьере криминал. Уехав в Чехию, открыл там фирму по лизингу автомобилей. То есть по долгосрочному прокату. Для начала кинул первых клиентов на 300 с лишним тысяч евро, а когда те заявили в полицию, смылся. Уехал в Россию, в Воронеж. А Воронеж — не догонишь! Привет полиции! Только криминальный зуд Иванова не оставил. Он и в Воронеже аналогичную фирму зарегистрировал.
Вот только непруха пошла — разоблачили его обманутые клиенты, и пришлось идти под суд. А потом на пять лет в места лишения свободы. Что интересно, Иванов сел, а его фирма жива осталась и продолжала потихоньку как бы функционировать, под руководством верного Иванову человечка.
В колонии Иванов сумел стать нужным лагерному начальству — пригодились высшие образования и умение налаживать контакты с людьми. Промзона в колонии делала автоприцепы, а вот со сбытом у руководства ИК проблемы были, тут знания и опыт нужны. Вот и пригодился Иванов, который был на хорошем счету, да еще и образованным зэком. Правда, поначалу он был под надзором, но человечек Иванова с воли подогнал на зону подарки — компьютер и модем — и Иванову доверили разработку сбыта автоприцепов. Теперь уже у него была отдельная комнатушка, и приглядывали за ним в полглаза — доверять стали. Был и компьютер с Интернетом…
Вот Иванов и рыскал в сети в поисках идеи для новой аферы с целью обогащения.
Наткнувшись на приглашение к сотрудничеству от инструментального завода в Волгограде, Иванов решил еще раз отработать уже обкатанный сценарий лизинга. Иванов отозвался на приглашение — изъявил желание приобрести за наличку все 20 тракторов, которые завод получил по бартеру от одного из заказчиков с целью перепродажи. Отпечатав договор лизинга, Иванов передал его при свидании своему человечку с воли, тот проехался по Волгоградской области и нашел фермеров, пожелавших купить тракторы по долгосрочной аренде. Сделка была выгодной для покупателей — первый взнос за трактор всего 48 тысяч рублей, остальная сумма в 450 тысяч — на пять лет в рассрочку. В целом один трактор шел за 500 тысяч рублей. На воле переговоры по сделкам вел ивановский человек, счет в банке Иванов открыл сам — не выходя из колонии, по интернету.
Вскоре на счет накапал миллион рублей с небольшим — первые взносы от фермеров. Иванов моментом все обналичил и перевел часть денег в «бакинские» векселя, а на остальные купил офисную технику и мебель. Думал о будущем, когда на волю выйдет — опять бизнес замутит. А потом наступило разоблачение. Завод не получил денег, фермеры — тракторов. Сподручный Иванова «потек» на первом же допросе у следователя — ему Иванов от аферы ничего не отстегнул тогда. А через год состоялся суд над зэком-миллионером.
Иванов был в полном отказе — кто-то воспользовался его фамилией! У него алиби — он в колонии находится! Такова была линия защиты, подсказанная хорошо оплаченным адвокатом, хотя у обвинения имелась гора доказательств в виде многочисленных актов экспертиз, полностью изобличающих мошенника-зэка. Закончилось все тем, что Иванову добавили еще несколько лет по совокупности, путем частичного сложения наказаний. Только вот вернуть все деньги потерпевшим так и не удалось. Вернули только малую толику — около 100 тысяч рублей. В колонии проверяющие перетрясли личный состав, кого-то в шею после служебной проверки погнали, кого-то просто наказали дисциплинарно. Надо думать, что после освобождения Иванов снова что-либо замутит — неугомонный он мошенник.