Поймай меня, если сможешь! — Самые знаменитые мошенники ХХ века
Подготовил Геннадий ФЕДОТОВ
Среди множества преступлений есть и такие, которые невольно поражают воображение обывателей. Про мошенников и аферистов, относящихся к своей криминальной «профессии» как к искусству, ходят легенды, о них пишут романы и снимают фильмы.
(Продолжение. Начало в №3.)
Человек, дважды продавший Эйфелеву башню
Виктор Люстиг считается одним из самых талантливых мошенников из когда-либо живших на свете. Он бесконечно изобретал аферы, имел 45 псевдонимов и постоянно имел проблемы с законом. Только в США Люстига арестовывали 50 раз, однако за недоказанностью всякий раз его отпускали на свободу.
Виктор Люстиг родился в 1890 году в чешском городе Хостине. К моменту окончания средней школы он уже свободно говорил на пяти языках — чешском, английском, французском, немецком и итальянском.
Сразу по окончании школы он ушел из дома и отправился путешествовать по Европе.
После нескольких арестов за мелкие проделки и бесчисленной смены мест обитания Виктор обосновался в Париже — игорном центре Европы того времени.
Здесь он в совершенстве овладел покером и бриджем, превратившись в профессионального игрока. Люстиг так поднаторел в этих играх, что они вполне обеспечивали ему безбедное существование.
Он становится постоянным пассажиром трансатлантических пароходных рейсов. Разъезжая из Европы в Америку и обратно в каюте «люкс», Люстиг «развлекает» игрой азартных американцев, аристократов и новых европейцев, разбогатевших на строительных подрядах и биржевых сделках.
В 1920-х годах он переехал в США и всего за пару лет обманул на сотни тысяч долларов десятки банков и частных лиц.
Самой грандиозной аферой Люстига была продажа Эйфелевой башни. В мае 1925 года он в поисках приключений прибыл в Париж и в одной из французских газет прочитал, что знаменитая башня порядком обветшала и нуждается либо в ремонте, либо в сносе. Мошенник решил воспользоваться этим. Он составил поддельную верительную грамоту, в которой назвал себя заместителем главы Министерства почты и телеграфа, после чего разослал на правительственных бланках приглашения шести крупнейшим сталелитейным магнатам Европы, предложив им принять участие в обсуждении судьбы Эйфелевой башни.
Люстиг пригласил бизнесменов в дорогой отель, где он остановился, и рассказал, что поскольку расходы на башню неоправданно огромны, правительство решило снести ее и продать на металлолом на закрытом аукционе. Якобы чтобы не вызвать возмущение общественности, успевшей полюбить башню, Люстиг уговорил дельцов держать все в секрете.
Общий вес башни составлял около 9 тысяч тонн, вес одних металлических конструкций — 7,3 тысячи тонн. Причем стартовая цена, предлагаемая «правительством», была даже ниже стоимости металлолома. О таком подарке судьбы можно было только мечтать.
Люстиг предложил контракт на конкурсной основе. Во время беседы с коммерсантами он намекнул на свою бедность и, беря взятки как обычный госчиновник, лишний раз убедил магнатов в реальности предложения и развеял их последние сомнения.
Право на утилизацию башни Люстиг продал в конце концов миллионеру Андре Пуассону, взяв с него чек на 50 тысяч долларов.
В указанный в лицензии день представитель Пуассона во главе бригады монтажников появился у подножия Эйфелевой башни. Скандал после короткого разбирательства замяли. В огласке не был заинтересован никто, не исключая и потерпевших.
Люстиг вернулся в США, где в конце 20-х годов провернул несколько хитроумных афер в Нью-Йорке и Чикаго. Одним из его «клиентов» стал даже Аль Капоне.
В начале тридцатых годов Виктор Люстиг снова приехал в Париж и… вновь продал Эйфелеву башню! На этот раз — за 75 тысяч долларов! И вновь афера сошла ему с рук.
Конец его мошенничествам наступил в 1935 году. Люстиг был арестован в США и предан суду. Он получил 15 лет тюрьмы за подделку долларов, а также еще 5 лет за побег из другой тюрьмы за месяц до вынесения приговора. Выйти из знаменитой тюрьмы Алькатрас он не успел, умерев от пневмонии в 1947 году.
Поймай меня, если сможешь!
«Я знаю о механике мошенничества, фабрикации чеков и подделок едва ли не больше всех… Всякий раз, выписывая в магазине чек, я замечаю две-три ошибки клерка или кассира. Я мог бы научить людей, работающих с чеками и аккредитивами, как защитить себя от мошенничества и воровства. Я прочту вашим работникам часовую лекцию. Если вы решите, что она бесполезна, вы мне ничего не должны. Если сочтете ее удачной, заплатите мне 50 долларов и позвоните паре друзей из других банков, чтобы дать мне рекомендацию…»
С таким оригинальным предложением обратился однажды Франк Абегнейл к директору одного провинциального банка.
«Он мог написать чек на туалетной бумаге, подписать его и получить по нему деньги в любом банке города, предоставив в качестве удостоверения личности гонконгские водительские права». Так говорил о самом юном, дерзком и неуловимом мошеннике ХХ века начальник полиции Хьюстона.
Франк Уильям Абегнейл-младший, он же Фрэнк Уильямс, Роберт Конрад (и далее по списку), родился 27 апреля 1948 года и в 17 лет умудрился стать одним из самых успешных грабителей банков в истории США. По поддельным банковским чекам Абегнейл похитил около пяти миллионов долларов. И все это до того, как ему исполнилось двадцать! Он также совершил бесчисленное количество авиаперелетов по всему миру, изображая из себя пилота компании PanAm.
В течение 5 лет Абегнейл сменил 8 профессий. Он успешно играл роль профессора социологии и педиатра в детской больнице в Джорджии, после чего, «нарисовав» себе диплом Гарвардского университета, получил работу в офисе генерального прокурора штата Луизиана.
От действий мошенника пострадали банки в 26 странах мира. Деньги молодой человек тратил на ужины в дорогих ресторанах, покупку одежды престижных марок и свидания с девушками.
Фрэнк Абегнейл начал делать «карьеру», когда ему едва исполнилось шестнадцать, и первой жертвой его махинаций стал его собственный отец. А в 21 год неуловимый (до поры до времени) аферист сел в тюрьму. Правда, вскоре вышел из нее и стал работать на ФБР.
Биография Абегнейла сегодня известна, наверное, каждому, кто смотрел фильм «Поймай меня, если сможешь». Поэтому не станем более подробно останавливаться на этом мошеннике и перейдем к рассказу о не менее знаменитом.
«Важно знать психологию жертвы»
Джозеф Уэйл родился в Чикаго в 1875 году. В юности он зарабатывал на жизнь, обдуривая подслеповатых фермеров. У него было несколько журнальных страниц, набранных крупным шрифтом, которые он вставлял в журнал. Появляясь на ферме, хозяин которой был слаб глазами, Уэйл доставал очки в «золотой» оправе и убеждал фермера примерить их, тут же подсовывая страницу с крупным шрифтом. Фермеру казалось, что в этих очках он видит значительно лучше, а заранее покрашенная оправа действительно казалась золотой.
В конце концов фермер уговаривал коммивояжера оставить ему очки на пару дней за 3–4 доллара залога, уверяя, что потом либо вернет товар, либо доплатит разницу. Уэйл с сокрушенным видом соглашался. Не говорить же было фермеру, что очки он покупал оптом по 15 центов за штуку.
Уэйл не просто обжуливал свои жертвы: он заставлял их верить, что это они проводят его на мякине.
Уже в зрелом возрасте, узнав, что Национальный Торговый Банк Мунси переезжает в новое здание, Уэйл тут же арендовал опустевший дом и создал фиктивный банк для одной-единственной сделки. Он нанял целую команду, состоящую из матёрых чикагских жуликов и аферистов, которые населили «банк» персонажами. В кассы стояли очереди, операторы принимали и выдавали наличные, снаружи стояла охрана, внутри сновали клерки с бумагами под зорким контролем всевидящего управляющего.
Тем временем помощник Уэйла подготовил «клиента» — чикагского мультимиллионера, которому он сообщил, что владелец банка имеет контроль над принадлежащими правительству земельными участками, которые можно приобрести за четверть их реальной стоимости. Ввиду конфиденциальности сделки, оплата возможна только наличными.
Клиент привёз с собой полмиллиона долларов. На вокзале его встретила шикарная машина и привезла в банк. Актеры исполнили свою роль блестяще и произвели на покупателя должное впечатление: банк выглядел весьма преуспевающим.
Клиента заставили ждать аудиенции с банкиром целый час. За это время репутация банка многократно упрочилась в его глазах, потому что ему то и дело приходилось слышать телефонные разговоры типа: «Некуда складывать деньги», «Надо усилить охрану» и т.п.
Наконец банкир соблаговолил принять очередного посетителя. Он выглядел вялым и без всякого интереса показал документы на земли.
Когда клиент, удостоверившись в «подлинности» бумаг, открыл чемодан с деньгами, Уэйл решил «поддать жару» и пошел на попятный, отказавшись продавать участки. Но в конце концов дал себя уговорить и продал земли за 400 тысяч долларов.
Спокойно глядя, как закрывается крышка чемодана, в котором еще оставалось 100 тысяч, он хорошо знал, о чем сейчас думает счастливый покупатель: о том, что если бы его хотели «кинуть», забрали бы всё.
Одной из самых знаменитых жертв Уэйла был итальянский диктатор Бенито Муссолини. Мошенник приехал в Италию под видом официального лица — инженера шахтной промышленности — и продал великому Дуче права на разработку богатых шахт в Колорадо. К тому времени, когда секретная служба итальянцев обнаружила подвох, неуловимый Уэйл успел смыться с двумя миллионами долларов из сейфов Муссолини.
Деньги у Уэйла не задерживались. Он много тратил на игру, роскошную жизнь и женщин. Кроме того, всякий раз, когда он попадал в тюрьму, где провёл в общей сложности 10 лет, его имущество присваивал его брат, чикагский судебный пристав.
Умер Джозеф Уэйл в 1976 году, прожив на свете ровно 101 год!