Золотая лихорадка. Дела давно минувших дней...
Михаил КАЗАКОВ, Ростовская область, специально для «Криминала»
В прошлом веке, во времена СССР, Колыма славилась своими золотыми приисками. А где золото — там всегда бушуют низменные человеческие страсти. И льется кровь…
Воровали и будут воровать!
Несмотря на усиленную охрану на приисках и в аэропортах, колымское золото все-таки уходило налево, минуя все кордоны. Доходило до невероятного. В 1971 году в аэропорту Магадана внимание работников аэропорта привлекла женщина с младенцем на руках. Вот уже несколько часов этот ребенок не подавал никаких признаков жизни. Да и мать сама не кормила и не поила младенца. Даже не баюкала. Это было более чем подозрительно, и женщину провели в комнату для досмотров. Когда развернули одеяло, в которое был завернут младенец, то служащие испытали настоящий шок. Грудной ребенок был почти сутки мертв. Детский труп был тяжелее обычного, и при осмотре вместо внутренностей в трупе обнаружили золотые самородки, похищенные на одном из приисков. Следствием было установлено, что женщина умышленно убила ребенка, чтобы вывезти краденое золото. Раньше она точно так же начиняла золотом трупы еще двоих своих детей. Приговор суда был самый суровый — высшая мера!
"Для расследования краж золота и перекрытия канала утечки в Магадан была направлена специальная следственная бригада из числа московских профессионалов. На тот момент в Магадане случилось еще одно ЧП
Золотой путь
Магадан был буквально наводнен перекупщиками, которые чего только не придумывали, чтобы вывезти на материк краденое золото, купленное у старателей. Последние больше предпочитали его сразу сбывать, так проще и безопаснее.
Перекупщики вывозили золото начиняя им рыбу, особенно красных пород. На материке она очень ценилась за особый вкус. Иные отливали из золота сковороды (золото и чугун имеют примерно одинаковый вес), красили изделия черной краской, под чугун, и везли открыто. Для борьбы с контрабандой золота с приисков по приказу министра МВД Николая Анисимовича Щелокова во всех аэропортах были установлены сканеры — специальная разработка спецов — для обнаружения золота при прохождении контроля в аэропорту. Но пока оставалось неясным, каким образом старатели выносят золото с самих приисков.
Осенью 1971 года находившийся в разработке бульдозерист Алоев наконец-таки засобирался на материк. Он спокойно вошел в здание аэропорта и положил на весы свою сумку и чемодан. Вес был в пределах нормы. Если бы мужчина не поспешил и не снял с весов чемодан, может, все так и сошло бы. Но оставшаяся на весах сумка буквально ничего не весила. И бульдозериста повели в комнату для досмотра. Чемодан был набит самородками! Всего мужчина пытался вывезти золота на 272 тысячи рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить все что угодно!
Громкое дело
Один из самородков, изъятых из чемодана бульдозериста Алоева, весил почти 12 килограммов. Пойманный с поличным бульдозерист молчал на допросах почти неделю, а потом заговорил. Оказалось, что бульдозеристы (они обязаны были работать в паре, чтобы следить друг за другом) вступали в преступный сговор: когда ковш, черпнув землю, со сверкнувшим в ней самородком, сваливал землю на борт котлована, они выбирали самородки из земли. Алоев, правда, сработал в одиночку: найдя 12?килограммовый самородок, он вынес его в деревню и там спрятал. Но как-то, выпив лишнего, проболтался — и пошла утечка информации.
От бульдозериста ниточка потянулась и к другим. Оказалось, что «умельцы» на приисках ставили в промышленные приборы для добычи золота специальные приспособления, в которых оседал золотой песочек. Имелись и тайные способы вскрытия запечатанных контейнеров с золотом.
Были задержаны шофер-инкассатор Валуев и его любовница Загорская. Она работала в охране. Валуев тащил золото во время перевозки. Работница, которая обслуживала промышленные приборы по добыче золота, некто Замула, снимала золотой песок для продажи из потайных приспособлений.
В январе 1972 года последовала серия арестов членов преступной цепочки. Это было громкое и скандальное уголовное дело тех лет. Под арест пошло до 40 человек из «золотой цепочки», под суд было отдано большинство из них. Только расстрельных приговоров было около двадцати. Остальным дали от 10 до 15 лет лишения свободы на строгом режиме.