Когда иск подает грабитель...
Геннадий ФЕДОТОВ, специально для «Криминала»
Как уже говорилось, исками против потерпевших и стражей закона некоторые грабители отнюдь не ограничиваются. Оказавшись на тюремных нарах, они, обложившись юридическими учебниками, начинают планировать новые судебные атаки. На этот раз уже против тех, кто находится по ту сторону решетки.
(Окончание. Начало в №18.)
Не мытьем, так катаньем
Так, в феврале 2011 года заключенный канадской тюрьмы Лесли Роланд Джонсон подал в суд города Эдмонтон на министерство юстиции страны после того, как на него напала корова.
Мужчина, отбывающий срок в одной из тюрем провинции Альберта, утверждает, что во время работы на ферме исправительного учреждения он подвергся нападению «агрессивной и опасной» коровы, получив в результате происшествия серьезные травмы.
В исковом заявлении Джонсона говорится, что начальники тюрьмы знали о поведении животного, но не сделали ничего для того, чтобы обезопасить заключенных и изолировать корову. Кроме того, зэк заявил, что начальство исправительного учреждения обвинило его в том, что он выдумал историю о нападении коровы и «подделал» травмы.
Нанесенный ему ущерб Джонсон оценил в 500 тысяч канадских долларов. Когда состоится слушание по делу и как руководство тюрьмы в Альберте отреагировало на решение заключенного подать в суд, не сообщается.
Тем временем в Польше заключенный уже добился своего и получил в декабре прошлого года требуемую компенсацию в размере 3 тысяч евро за то, что ему в тюрьме не предоставили вегетарианской пищи.
Янош Якобский, отбывающий восьмилетний срок лишения свободы, по его словам, является буддистом и следует буддийским традициям, запрещающим есть мясо.
Зэк заявил, что тюремная администрация неоднократно отказывала ему в вегетарианской пище, и единственным выходом для него как буддиста было бы отказаться от еды. Но такой отказ в заключении может рассматриваться администрацией как протестная голодовка, за которую заключенного ждет наказание.
Поэтому Якобский подал иск в Европейский суд по правам человека, который постановил, что администрация тюрьмы нарушила право заключенного на свободу исповедования религии.
Ознакомившись с решением суда, представитель тюрьмы Артур Боянович поведал изданию Daily Telegraph, что Якобский ранее называл себя убежденным католиком и боролся за право иметь распятие на стене своей камеры. А когда ему в этом было отказано, тут же сменил веру и стал буддистом.
«Мы не готовы полностью поверить, что он искренен в своих требованиях, и не исключаем, что его претензии имели целью досадить тюремной администрации и юридической системе», — заключил Боянович.
Не поверило в искренность заключенного и руководство одной из тюрем на востоке Швеции, к которому 25?летний зэк обратился с просьбой разрешить ему выпекать в камере хлебобулочные изделия.
Невероятная просьба мужчины была отклонена, так как представители исправительного учреждения заподозрили заключенного в намерении использовать дрожжи для выпечки не по назначению, в частности для замаскированного производства алкоголя.
После этого осужденный обратился в шведский административный суд с намерением обжаловать решение администрации тюрьмы.
Однако, ознакомившись с жалобой и материалами, собранными руководством исправительного учреждения, суд встал летом 2010 года на сторону тюрьмы.
Компенсация за побег
С еще более невероятным иском в суд обратился в начале 2009 года один из заключенных британской тюрьмы Монмутшир в графстве Южный Уэльс, потребовавший от тюремных надзирателей компенсировать ему «нравственные и физические страдания», последовавшие после… неудачного побега!
Беглец спрыгнул с 15?метровой крыши тюрьмы. Расчёты оказались верны: он действительно приземлился за территорией пенитенциарного учреждения, однако подняться уже не смог.
Летуна госпитализировали с переломом обеих ног и срочно прооперировали. Но беглец на этом не успокоился и стал настаивать на том, что охранники обрекли его на инвалидность и страшные мучения по причине… очень высоких заборов. По мнению 31?летнего грабителя-рецидивиста, власти обязаны были возместить ему моральный и материальный ущерб, связанный с неудачным побегом.
Дело дошло до рассмотрения в британском парламенте. Консерватор Дэвид Дэвис, ознакомившийся с фантастическим иском, назвал действия заключённого-беглеца абсурдом. «Еще одно сборище адвокатов заработает денег, выступая от лица преступника, — заявил он. — Столь нелепый случай лишь показывает, как мало здравого смысла в этой стране, уж коли дело доходит до правосудия».
И не только «в этой стране» стоит добавить.
Годом ранее в США заключенный Скотт Гомес, упавший с 12?метровой высоты при попытке бежать из тюрьмы, также подал в суд на надзирателей исправительного учреждения, обвинив их в халатном отношении к должностным обязанностям.
По мнению неудачливого беглеца, тюремное начальство своими действиями подталкивало его к попытке вырваться на волю. Однако при этом надзиратели вели себя крайне безответственно, поскольку должны были «знать, что, если истец пытается бежать из тюрьмы, вполне возможно, что он пострадает».
В результате падения со стены Скотт Гомес получил тяжелые травмы и больше месяца пролежал в больнице, после чего и подал свой иск.
Хорошо разбираясь в родных американских законах, согласно которым можно засудить хоть черта, хоть дьявола, тюремные юристы, от греха подальше, посоветовали руководству предложить наглому заключенному в качестве отступного 60 тысяч долларов, потраченных затем государством на его же лечение.
Иск к Всевышнему
Однако Скотт Гомес оказался не самым изобретательным заключенным, решившим «наказать» государство за свои же грехи. Его переплюнул рецидивист Роберт Ли Прок, который, находясь в исправительной колонии штата Вирджиния, подал в суд иск, указав себя и в качестве истца, и в качестве ответчика.
Он обвинял себя в том, что нарушил собственные гражданские права и религиозные убеждения, злоупотребляя алкоголем. Вот что он написал в исковом заявлении: «Напившись, ответчик, Роберт Ли Брок, вынудил меня, Роберта Ли Брока, совершить преступление, чем обрек меня на долгое тюремное заключение. Я требую, чтобы я заплатил себе за вышеуказанные нарушения 5 миллионов долларов. Но, поскольку я нахожусь в заключении, не имею возможности работать и состою на иждивении штата, я прошу суд, чтобы сумма была выплачена официальными властями штата, чьим подопечным я сейчас являюсь».
Разбирательство по данному делу длилось более 12 лет и лишь в конце 2007 года Верховный суд США отказал Ли Броку в удовлетворении иска.
Отбывающий 20-летний срок заключенный тюрьмы румынского города Тимишоара пошел еще дальше и в 2005 году умудрился подать в суд на Бога, обвинив Всевышнего в том, что его жизнь сложилась неудачно.
«Бог получал от меня различные материальные ценности, а также молитвы в обмен на обещания лучшей жизни. На самом деле этого не произошло — я оказался в руках дьявола», — заявлял истец.
Вопрос о том, в какой юрисдикции может находиться иск к Всевышнему, истца не волновал. Главным для него было, чтобы ему возместили «нанесенный Богом ущерб».
Румынские судьи не отмахнулись от иска супернаглого зэка и, после его рассмотрения, вынесли свой вердикт, смысл которого заключался в следующем: поскольку ответчик не является ни физическим, ни юридическим лицом и не подлежит юрисдикции гражданского суда, дело теряет судебную перспективу вне зависимости от того, насколько справедливы требования истца…