Гений диверсионной работы Хаджи-Умар Мамсуров...
Алина МАКСИМОВА, специально для «Криминала»
Хаджи-Умара Мамсурова нельзя назвать разведчиком в том понимании, которое в это понятие вкладывает большинство людей. Он не был «рыцарем плаща и кинжала», не занимался нелегальной работой или вербовками. Он был чистой воды диверсантом. Его «коньком» были диверсионные рейды, организация партизанских отрядов, взрывы мостов, поездов, уничтожение штабов.
ПАРТИЗАНСКАЯ ЮНОСТЬ
Хаджи-Умар Джиорович Мамсуров родился 15 сентября 1903 года в селении Шанаевское, Северная Осетия. В 1914 году его семья переезжает в селение Ольгинское. Вполне возможно, что в Ольгинское Мамсуровым пришлось переехать из-за революционной деятельности дяди Хаджи-Умара Саханджери Мамсурова, коммуниста с 1906 года.
В 1918 году, когда Хаджи-Умару исполнилось всего 15 лет, он по совету дяди вступает в Красную Армию. Его зачисляют в горскую сотню 11-й армии. В конце 1918 года Мамсуров заболел тифом и был оставлен отступающими красноармейцами во Владикавказе. Вылечившись, Мамсуров тут же вступает в партизанский отряд, действовавший в районе Владикавказа и Грозного. Действия молодого партизана были настолько успешными, что в 1920 году, когда Красная Армия опять пришла на Кавказ, его направляют в Терскую чрезвычайную комиссию. В составе опергруппы Мамсуров участвует в уничтожении отдельных белогвардейских групп. А через год, в 1921 году, 18-летнего юношу переводят в особый отдел 11-й армии.
В особом отделе Хаджи-Умар прослужил недолго. Образования ему явно не хватало. Мамсурова направляют в Москву, в Университет народов Востока. Одновременно он учится в Военно-политической школе. Которую окончил в 1924 году, в том же году вступил в ВКП(б). Преподавал в Краснодарской кавалерийской школе, участвовал в операциях по ликвидации банд на Северном Кавказе.
С тем периодом жизни Мамсурова связана одна легенда, которая, вполне возможно, объясняет, почему позже Хаджи-Умар не попал под каток чисток. Во время очередного посещения Северного Кавказа «всесоюзный староста» Михаил Калинин едва не стал жертвой бандитов. Выручил его особый кавалерийский отряд под руководством Мамсурова. После чего Калинин стал благоволить к Мамсурову. Впрочем, достоверных подтверждений этому нет.
В 1929 году Мамсуров дослужился до командира кавалерийского полка. Его направляют на курсы повышения квалификации при Военно-политической академии, по окончании которой распределяют в Разведупр (будущее ГРУ).
НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ ИСПАНИИ
В феврале 1936 года республиканцы победили на выборах в Испании. 18 июля 1936 года радио Испании, передавая метеосводку, сообщило, что «над всей Испанией безоблачное небо». Именно эта фраза стала сигналом к мятежу против республиканской власти в стране. Разразилась гражданская война. Генерал Франко обратился за помощью к Италии и Германии. Республиканцам помогали Советский Союз и многочисленные добровольцы из самых разных стран.
Военные советники и добровольцы из СССР пытались скрыть свое гражданство, называясь вымышленными именами и утверждая, что прибыли из других стран. Хаджи-Умар Мамсуров, направленный в Испанию для организации партизанского движения, представлялся как македонец Ксанти. Так как будущий народный герой Испании не знал языка, ему приставили переводчицу. Ее звали Паулина-Марианна, она приехала в СССР из Аргентины в 1932 году. С началом гражданской войны в Испании была командирована туда в качестве переводчицы. Вместе с Мамсуровым она принимала участие не только в создании отрядов «герильерос» (испанские партизаны), но и участвовала в боевых выходах. Позже она станет женой «полковника Ксанти».
О храбрости и удаче «полковника Ксанти» в республиканской армии ходили легенды. Эрнест Хемингуэй, приехавший в Испанию для написания статей о войне, долго искал встречи с прославленным партизаном. Но Мамсуров избегал встреч с писателем. Пока советские журналисты Михаил Кольцов (от «Известий») и Илья Эренбург (от «Правды») не убедили его встретиться с Хемингуэем.
Два дня в кафе гостиницы, где почти безвылазно обитал американский писатель, Мамсуров рассказывал о своей «работе». Впрочем, это были лишь общие рассуждения, без рассказов о конкретных операциях.
Но Хемингуэй был в восторге от рассказов Мамсурова. Прямо в Испании у него родилась идея романа «По ком звонит колокол».
Главный герой романа американский доброволец Роберт Джордан был списан именно с Мамсурова. Но, в отличие от своего литературного портрета, Мамсуров не погиб в Испании.
Во время одной из операций он был ранен и контужен, однако отказался от отправки в СССР на лечение. Немного подлечившись, продолжал участвовать в боевых операциях. Переводчица и будущая жена так говорила о Мамсурове:
— Это был не человек — динамит. Внешне спокойный, даже немного флегматичный, Хаджи в бою преображался. Он мгновенно анализировал ситуацию и принимал безошибочные решения.
«ЛЮДЕЙ НАДО УЧИТЬ...»
В октябре 1937 года Хаджи-Умара Мамсурова отзывают в Москву. Неизвестно, что он думал, когда возвращался в СССР. В то время в советских спецорганах и Красной Армии шла волна чисток. Был расстрелян, как троцкист, дядя Хаджи-Умара Саханджери. Но его племянника почему-то не тронули. Более того, он назначается начальником отдела «А» (активная разведка) Разведупра. В 1939 году Мамсурова назначают начальником оперативной группы Генштаба РККА.
С началом финской войны Мамсуров отправляется в Ленинград. Где он создает особую бригаду в основном из студентов института физкультуры. Впрочем, бригадой назвать это подразделение довольно сложно, их было всего 300 человек. Все они очень хорошо ходили на лыжах. Просачиваясь группами по нескольку десятков человек через линию фронта, они соединялись в определенном месте и ставили на уши финские тылы. А когда на их поимку направлялись армейские части, опять разделялись и исчезали.
Мамсуров показал себя на той войне очень хорошо и даже присутствовал на военном совете у Сталина, обсуждавшем итоги войны.
В 1940 году он был назначен начальником 5-го управления Разведупра. Одновременно поступает на курсы усовершенствования командного состава при Военной академии им. Фрунзе. По окончании которых получил звание полковника. После начала Великой Отечественной войны был назначен командиром 311 стрелковой дивизии. 24 августа под Чудовым был тяжело ранен и отправлен в тыл. После выздоровления опять попросился на фронт, где возглавил сперва 114-ю кавалерийскую дивизию, а затем стал заместителем командира 7-го кавалерийского корпуса.
Однако таланты Мамсурова лежали в другой плоскости, и в Москве это понимали. В 1942 году на Кавказе был создан Южный штаб партизанского движения. Который и возглавил Мамсуров. Он создает несколько школ, в которых проходят подготовку будущие партизаны и диверсанты. К работе в этих школах Мамсуров привлек бывших «герильерос», которым удалось выбраться в СССР.
Организовав работу школ, он стал бомбардировать Ставку просьбами направить его на фронт. И даже базу для подобной просьбы подвел. Мол, кавалерийские дивизии не сильно эффективны в прямых столкновениях с противником на линии фронта. Против танков и артиллерии шашкой особо не помахаешь. А вот в тылу врага кавалерийские формирования могут принести много пользы. В силу своей мобильности и способности проходить там, где ни танк, ни бронетранспортер не пройдет. И в Москве к нему прислушались. В марте 1943 года Мамсуров сформировал 2-ю кавалерийскую дивизию, возглавил ее и отправился на фронт.
РЕЙДЫ И ПРОРЫВЫ
Воины Мамсурова, в основном горцы и терские казаки, продемонстрировали гитлеровцам истинно «кавказскую войну». Резкие прорывы через линию фронта, налеты на штабы, диверсионные операции в ближайшем тылу, нападения на небольшие гарнизоны в прифронтовых городках. Неожиданное нападение, короткий бой, быстрый отход. Противопоставить подобной тактике немцам было нечего. Одной из самых успешных операций дивизии Мамсурова было участие в освобождении Киева. Напомним, что наступление на киевском направлении осенью 1943 года осложнялось тем, что необходимо было форсировать Днепр. Который немцы превратили в сеть оборонительных сооружений, под названием Восточный вал. Дело также осложнялось тем, что западный берег реки круче, нежели пологий восточный, и штурмовать его под шквальным огнем была та еще работенка. А еще к немцам постоянно подходили свежие войска. Так что штурмовать необходимо было как можно быстрее.
Дивизия Мамсурова в начале октября 1943 го-да скрытно форсировала Днепр севернее Киева, с тыла и флангов атаковала немецкие позиции и удерживала плацдарм до тех пор, пока через Днепр не переправились части 60-й армии 1-го Украинского фронта. Затем 2-я кавдивизия в составе 1-го конно-гвардейского корпуса прорвала оборону немцев на реке Ирпень и отрезала немцам безопасный отход из Киева. Когда и на том плацдарме кавалеристов сменили стрелковые части, дивизия Мамсурова, усиленная танковой бригадой, сделала стремительный бросок в тыл немцев. 11 ноября взяли Коростень, а на следующий день Житомир. Через шесть дней город пришлось оставить, но за это время к советским частям успело подойти свежее пополнение, а вот немцы уже были измотаны. За ту операцию Мамсуров получил звание генерал-майора и орден Суворова II степени, который вручается лишь проявившим себя настоящими полководцами командирам больших соединений. Впрочем, орденов и медалей у Мамсурова было много, одних только орденов Красного Знамени аж пять штук.
В январе 1944 года 2-ю кавалерийскую дивизию перебрасывают южнее Киева. Кавалеристам поставлена задача прорваться в тыл врага, соединиться с партизанскими отрядами, громить подходящие к фронту пополнения, взрывать мосты и железнодорожные пути, ну и не дать отходящим в тыл немецким частям соединиться с более крупными.
Подобная тактика показала себя превосходно. В том же духе воины Мамсурова действовали в Чехословакии, а потом и в Германии. В составе 1-го Украинского фронта 2-я кавдивизия подошла к Берлину с юго-западного направления. Стрелковые части продолжали сжимать кольцо вокруг Берлина, а Мамсуров с кавалеристами 21 апреля форсировали Эльбу, взяли в плен и уничтожили несколько тысяч немцев, освободили 15 600 узников концлагерей, захватили более сотни военных складов.
После окончания войны Мамсуров и его дивизия некоторое время помогали вылавливать недобитых эсэсовцев (обычные солдаты вермахта предпочитали сдаваться, а эсэсовцы стремились на запад или в Испанию). 29 мая 1945 года Мамсурову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он же возглавил сводный отряд, который представлял 1-й Украинский фронт на Параде Победы 24 июня 1945 года.
СТРАННЫЙ ПРИКАЗ ЖУКОВА
В 1948 году Мамсуров закончил Военную академию Генштаба. Вплоть до 1956 года был вне разведки, возглавляя дивизии, корпуса и даже армию. А в 1956 году грянуло антикоммунистическое восстание в Венгрии. Подавить восстание было поручено Георгию Жукову, который разработал операцию «Вихрь». К разработке и реализации этой операции Жуков привлек опытного Хаджи-Умара Мамсурова. За подавление восстания Жуков получил четвертую звезду Героя, а Мамсуров орден Кутузова I степени.
После Венгрии Мамсурова назначают начальником Центра особого назначения ГРУ, которому подчинялись все войска спецназначения. И именно с этим периодом связан наиболее противоречивый эпизод в жизни Мамсурова. Осенью 1957 года Жуков вызвал к себе Мамсурова и распорядился создать под Москвой несколько бригад войск спецназначения. Бойцы должны были быть вооружены самым современным, но легким стрелковым оружием, иметь навыки рукопашного боя, уметь десантироваться с низкой высоты на городские кварталы и работать со взрывчаткой. У Мамсурова этот приказ министра обороны вызвал некоторое удивление. К тому времени во всех военных округах уже имелись бригады войск спецназначения. Зачем создавать еще несколько подразделений под Москвой? Этими мыслями Мамсуров поделился с генералом Туманяном, свояком Микояна, на тот момент первого заместителем председателя Совета министров СССР. Туманян рассказал о разговоре родственнику. Ну а тот сразу побежал к Хрущеву. Который решил, что Жуков готовит военный переворот.
Сторонники Жукова настаивали, что этим распоряжением маршал хотел создать спецшколу для будущих спецназовцев. Так ли это было на самом деле, достоверно не известно. Ну а версии можно строить разные. Но стоит напомнить, что Жуков уже участвовал в одном перевороте, когда к власти пришел Хрущев. Результатом разговора Мамсурова с Туманяном стала отставка Жукова и его опала. А школа для спецназа вскоре все-таки была создана, по настоянию Мамсурова. Он умер в 1968 году, до самой смерти продолжая возглавлять Центр особого назначения. Именно во время его руководства спецназ советской разведки окончательно оформился в ту грозную структуру, которая наводила шороху по всему миру.