Зверское убийство в тихой Вологде...
Антон ПЕТРОВ, Вологда, специально для «Криминала»
Лишь спустя полгода после совершения убийства в Вологодском областном суде был вынесен вердикт по нашумевшему уголовному делу, окрещённому оперативниками, как «Щетининское». На скамье подсудимых, склонив головы, сидели два молодых человека: 21-летний Алексей Озеров и его дружок-ровесник Михаил Смирнов. В этом, на первый вид обычном, судебном процессе оказались весьма любопытные нюансы…
"…Все произошло в тёплую майскую ночь, когда тихую Вологду всколыхнуло жуткое известие об убийстве пожилого сторожа в подвале знаменитого в своё время Щетининского рынка. Но сначала один из местных рабочих ранним утром, придя на работу, обнаружил взломанный сейф, откуда пропало чуть больше 26 тысяч рублей. И первоначально из отдела милиции выехала следственно-оперативная группа на обыденную кражу
Известие это настолько потрясло город, что возникало ощущение, будто в областной центр нагрянула «на гастроли» заезжая банда «Чёрная кошка». Все местные радиостанции наперебой трезвонили о дерзких неизвестных налётчиках, у которых поднялась рука на безобидного старичка, а прибывшая к месту происшествия следственно-оперативная группа, куда вошли сыщики ГУВД и «убойного» отдела УВД области, принялась за расследование убийства.
* * *
Уже в первой половине дня вологодские оперативники напали на след подозреваемых. Ими оказались двое дружков, оба, кстати, наркоманы со стажем. Но в этом кровавом деле оказались довольно интересные нюансы. Первым, что особенно обескураживало, было то, что подозреваемый Алексей Озеров, судя по документам, был владельцем этого рынка. Однако фактически, как стало известно, весь бизнес на рынке принадлежал его отцу. И второе: у обоих парней было стопроцентное алиби на момент совершения преступления. Чтобы вывести подозреваемых на чистую воду, сыщикам пришлось изрядно потрудиться.
Опрос свидетелей показал, что работавший сторожем дедушка был довольно осторожным. Никакие посторонние под любым предлогом не могли проникнуть внутрь здания, зато опрошенные, все как один, утверждали, что частенько по ночам к старичку приезжал Алексей Озеров. «Наезжал» и якобы брал деньги.
Чуть позже нашлись совершенно случайные свидетели, видевшие, как в тот роковой вечер двое молодцов приезжали на рынок, но показания подруги второго подозреваемого Михаила Смирнова — «Ребята ночевали у меня дома» — не давали никаких шансов на раскрытие убийства. Оснований же не доверять этой весьма безобидной особе у оперов просто не было.
И только через несколько дней сыщикам удалось разговорить девушку: «Да, уезжали, а когда приехали, мой друг признался, что “завалил” человека…»
Когда же Смирнов увидел перед своими глазами чистосердечные признания, написанные любимой, сразу же попросил ручку…
Теперь всё стало на свои места.
Оказывается, дружки уже долгое время кутили, баловались наркотиками, а денежки, сами знаете, имеют свойство заканчиваться. Тогда-то Озеров и предложил товарищу ограбить дедушку и похитить деньги из сейфа. Приехавших подельников сторож пустил в здание без промедления — узнал по голосу Алексея Озерова. А те, под предлогом позвонить, прошли в подвальное помещение и неожиданно ударили старичка молотком по голове. Потом накинули верёвку ему на шею и задушили. Сейф с деньгами они вскрыли монтажкой. Уходя, Алексей ещё несколько раз хладнокровно ударил уже мертвого сторожа молотком по голове.
* * *
Казалось бы, «Щетининское дело» раскрыто, осталось лишь дождаться суда, но события в ходе следствия стали развиваться непредсказуемо. Михаил Смирнов признавался в совершении ими этого дерзкого налёта. Алексей был в полном отказе, и вдруг произошло нечто странное. Озеров неожиданно начал давать показания, что это не кто иной, как его друг Михаил убил старичка. Отец Озерова в ходе расследования убийства вообще заявил, что рынок на самом деле принадлежит сыну. Тогда Смирнов взял всю вину на себя, выгородив подельника. С его слов, получалась очень любопытная ситуация: «Озеров не убивал, а разбойного нападения никакого не было. Ну зачем, спрашиваю я вас, ему у себя воровать свои же деньги?!»
Выходило, что Алексей Озеров в этом налёте никакого участия не принимал. Что ж, получалось, что надо извиняться и парня выпускать на волю, а с Михаила Смирнова тогда, соответственно, снимаются статьи 162 УК РФ и 105 УК РФ часть вторая — «Убийство по сговору». А это уже другое наказание.
Интересно ещё и то, что дочь убитого сторожа, являющаяся сожительницей отца Алексея Озерова (!), заявила на судебном заседании: «Алексей не мог убить!» — и не предъявила убийцам никакого иска…
Но всего этого, к счастью, не произошло. Вину обоих убийц все-таки доказали, и они получили по заслугам: Алексей Озеров был приговорён по статьям 105 УК РФ («Убийство») и 162 УК РФ («Разбой») к 15 годам лишения свободы, а его подельник Михаил Смирнов получил 14 лет строгого режима.