Дело пологовского маньяка...
Максим ЛЕОНОВ, специально для «Криминала»
Свое первое убийство Сергей Ткач совершил в 1980 году в Симферополе. Он не планировал убивать, «…просто так получилось…» И даже пытался позвонить в милицию, признаться. В «дежурке» ему отказались назвать фамилию старшего по РОВД и нагрубили. Ткач разозлился и решил доказать руководству МВД, что милиционеры никогда не смогут его поймать. И доказывал 25 лет, за которые убил и изнасиловал около сотни девочек, девушек и женщин.
ПОЧТЕННЫЙ СЕМЬЯНИН
Так же как и знаменитый Чикатило, Сергей Ткач производил впечатление вполне нормального человека. Он был трижды женат, у него четверо детей. Его жены, любовницы и даже соседи в один голос заявляют, что Ткач — почтенный семьянин, нормальный мужик, хороший сосед. С женщинами он сближался легко, и они отвечали ему взаимностью. От недостатка женского внимания Ткач не страдал. И никому было невдомек, что у «нормального мужика» и «хорошего соседа» есть и другая жизнь. Тайная, тщательно скрываемая и кровавая.
Ткачу было 27 лет, когда в год проведения Олимпиады в Москве он приехал в Симферополь. С расчетом остаться жить и работать на Украине. Приехал из Киселевска Кемеровской области, где он родился, учился и где работал в милиции, экспертом-криминалистом. Впрочем, в милиции он проработал всего год. Был уволен за фальсификацию документов. Позже, уже после ареста, Ткач заявит, что документы он подделал из интереса.
— Они могли посадить меня в тюрьму, — ухмыляется Ткач. — Им лишь надо было тело эксгумировать. Но они поленились и просто попросили написать заявление об уходе.
Через некоторое время Ткач решил перебраться в южные края. В Симферополе, куда он приехал из Сибири, исчез нормальный в общем-то парень. И появился кровавый маньяк.
Совершенно новые грани своей психики Ткач открыл случайно. Как-то летней ночью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он шел по парку Симферополя. Встретил девушку, попытался завести знакомство. Та не была склонна к случайным связям, но Ткач не отставал. Наконец, ему надоело ее уговаривать, он схватил девушку и потащил в кусты. Та попыталась закричать, но парень сдавил ей шею, после чего изнасиловал.
Только сделав свое дело и попытавшись привести девушку в чувство, Ткач понял, что она мертва. Это было неудивительно, в Сибири парень серьезно занимался тяжелой атлетикой, был чемпионом области. А потому сломать шейные позвонки одной рукой для него не было проблемой.
Осознав, что он натворил, попытался позвонить в милицию. Как уже упоминалось, из этого ничего не получилось. А Ткач, вспоминая происшедшее в парке Симферополя, осознал, что ему понравилось насиловать безучастную женщину. Прошло какое-то время, и Ткач вышел на охоту, уже вполне осознанно решив, что будет убивать своих жертв. А еще перед очередным «подвигом» он выпивал стакан водки с несколькими таблетками димедрола. «Для полноты ощущений», — пояснял он следователям.
ПОЧЕРК И ХИТРОСТЬ
После того как Ткача арестовали, он подвел целую теорию под своими действиями. Им выдвигались разнообразные версии тому, по каким причинам он убивал и насиловал женщин. Причин было несколько, но самая главная — «хотел показать ментам, что они работать не умеют». Даже когда его пришли арестовывать, он заявил: «Ну наконец-то, я вас 20 лет жду, а вы все не приходили». А еще он сразу заявил, что маньяком себя не считает.
— Убийца — да! Насильник — да! Но не маньяк! — не раз заявлял он.
В какой-то мере психиатрическая экспертиза подтвердила его заявления, признав его вменяемым и способным отдавать отчет своим поступкам. Да иного вывода психиатров никто и не ожидал. Слишком уж тщательно Ткач продумывал свои нападения. Весьма качественно заметал следы, почти не оставляя улик. А еще он проявлял завидную смекалку и изобретательность, на которую вряд ли способны люди, совершающие убийства в состоянии аффекта или в результате некоего принуждающего импульса. Типа «голосов Сатаны».
Своих жертв Ткач поджидал у железнодорожных путей и автострад, окруженных лесопосадками. В этом случае, найдя убитую девушку, милиция могла решить, что ее убил транзитный пассажир или дальнобойщик. Так почти всегда и происходило. А еще, зная основы работы экспертов-криминалистов, Ткач старался не оставлять следов. Снимал с жертв одежду, на которой могли остаться его следы, обувь, даже собственную сперму старался не оставлять ни внутри, ни снаружи. Если «охота» происходила вблизи ж/д путей, то с места происшествия уходил по шпалам. Прекрасно зная, что на пропитанных особым составом шпалах собаки не могут взять след.
Но все-таки собственный почерк у него был. Практически все жертвы были задушены, а потом изнасилованы. У каждой убитой им женщины Ткач забирал что-то «на память»: золотые украшения, помаду, зеркальце, нижнее белье. Однажды из-за этой своей привычки Ткач чуть не попался.
Поздно вечером он возвращался с очередного убийства. В кармане у него были трусики только что убитой им 13-летней девочки. И тут впереди, в свете уличных фонарей, он заметил патруль милиции. Ткач не мог позволить им досмотреть себя. А это было в порядке вещей — милиция стояла на ушах из-за непрекращающихся убийств. Убегать было слишком подозрительно, и Ткач свернул в уличный туалет. Его маневр не остался незамеченным, милиционеры решили проверить подозрительного типа. Осторожно подошли к туалету, резко открыли дверь…
Возможно, они ожидали увидеть, как маньяк избавляется от улик, а может, что-то другое. Но их взору предстал мужик в годах, упоенно мастурбирующий. Ткач обернулся, сыграл смущение, а милиционеры плюнули и ушли. Ну не может обычный онанист быть кровавым маньяком! Ткач на это и рассчитывал.
«ЛЮБЛЮ, ПОКА ТЕПЛЕНЬКИЕ…»
Когда на допросах у него спрашивали, зачем он насиловал уже мертвых женщин и не привержен ли он некрофилии, тот с возмущением отвечал:
— Какая некрофилия?! Я же экспертом работал, имел дело с трупами и никогда этим не занимался! Ну какое удовольствие можно получить от ледяного и закостенелого тела? Другое дело, когда они еще тепленькие… Да к тому же и не сопротивляются. А то ведь начнет царапаться, под ногтями частицы кожи останутся, на лице царапины. А это уже след!
Как уже упоминалось, следов Ткач действительно не оставлял. Однако не все женщины были им убиты. Нескольким повезло. Когда насильник сдавливал им шею, они теряли сознание. И если не приходили в себя до самого конца, то у них был шанс выжить.
Милиционеры, опрашивая выживших, пытались составить фоторобот, но это почти ничего не дало. А кроме того, у Ткача не было единой схемы. Он мог не выходить на охоту по полгода, а иногда убийства с последующим изнасилованием происходили чуть ли не каждый день. Да и переезды Ткача не способствовали успехам милиционеров. За 25 лет своей кровавой жизни Ткач успел пожить в четырех областях Украины.
А с милиционеров требовали результат. И они вынуждены были «раскрывать». За преступления, в которых позже сознался Ткач, были осуждены несколько человек. Самым младшим из невинно пострадавших был Яков С. Его обвинили в убийстве и изнасиловании двоюродной сестры, 10-летней девочки. Проведя сутки в отделении милиции, 14-летний пацан подписал «явку с повинной» и отправился на зону на 15 лет. Еще один мужчина, обвиненный в убийстве с изнасилованием собственной 9-летней дочери, повесился в камере.
«НАДО БЫЛО ИХ УБИТЬ»
Неизвестно сколько бы еще искали серийного убийцу, если бы не помог случай. Последним местом, где жил и «охотился» Сергей Ткач, был город Пологи. Именно поэтому его часто называют «пологовским маньяком». По соседству с домом, где жил Ткач, проживала 9-летняя Ксюша. На нее он и положил глаз. На охоту вышел жарким августовским днем 2005 года. Девочка играла возле реки с несколькими другими детьми. Оставаясь в тени кустов, Ткач позвал Ксюшу, что-то сказал ей и увел от реки. Больше девочку живой никто не видел. Ее труп выловили через несколько дней из реки.
Родители девочки, после того как ее нашли, попросили у соседей помощи в организации похорон. Ткач не мог отказаться. И даже вынужден был пойти на кладбище. Там его и увидели друзья и подруги Ксюши, которые уверенно заявили, что это именно тот дядя, который и увел Ксюшу.
Никакого раскаяния Ткач даже не пытался изобразить ни на следствии, ни во время суда. Единственное о чем жалел, так это о том, что не убил свидетелей-детей. 23 декабря 2008 года Сергей Ткач был приговорен к пожизненному сроку заключения. Суд признал его виновным в 29 убийствах. 70 эпизодов еще пока расследуются. А по появившимся недавно данным, Ткач взял на себя еще около 30 убийств. Таким образом, Сергей Ткач стал самым кровавым серийным убийцей из всех, действовавших на территории бывшего СССР.