Прицельная стрельба по инкассаторам...
Кирилл Серебряков
По замыслу Казакова и товарищей, предстоящая операция выглядела следующим образом. Когда машина заедет в лес, Казаков под угрозой применения оружия заставит сменщиков открыть дверь и впустить внутрь специализированного автомобиля Бакланова и Евсюкова. После этого сменщики будет расстреляны, труп старшего смены планировали отвезти куда-либо подальше и там закопать.
В среде многоопытных профессионалов, служба которых связана с риском для жизни, существует выражение: «Уставы и должностные инструкции пишутся человеческой кровью». И в этом не приходится сомневаться: случаи, когда отступление от правил кончалось гибелью, у всех на слуху. Но и это еще не все: атмосфера беспечности привлекает преступников всех мастей даже больше, чем запах больших денег…
«Временные трудности»
В свое время житель города Энгельса Юрий Казаков служил в местной милиции в должности кадровика. Понятно, что эта «непыльная» работенка дает возможность пользоваться всеми милицейскими льготами, но не позволяет соприкасаться с настоящей опасностью. Вероятно, Казакова такое положение устраивало, он бы служил в этой должности до второго пришествия, но вышестоящему начальству его поведение что-то не нравилось. Начались придирки, разносы, незапланированные проверки, и вскоре хорошо устроившемуся милиционеру пришлось подать рапорт на увольнение. Конечно, это было ударом по репутации, как правило, такими событиями и проверяется человек на прочность, на излом. Вероятно, Казаков был сделан из «сыпучего» материала, увольнение не прошло для него даром. После этого он какое-то время работал в таможне, но и там у него что-то не заладилось, в результате бывшему милиционеру и таможеннику пришлось идти в инкассаторы.
В сущности, ничего страшного в этом нет — как-никак, милицейская и таможенная службы предполагает то же, что и должность инкассатора: жесткое следование инструкциям, дисциплина, беспрекословное подчинение вышестоящему руководству. Кроме того, инкассатор, как и милиционер, не вправе позволить себе какие-то вольности, ведь каждый из них в период несения службы вооружен, а следовательно, небезопасен для окружающих.
Но, судя по всему, Казаков рассматривал свою новую работу, как понижение жизненного статуса, как «временные трудности» перед очередным взлетом. К тому же у бывшего милиционера к этому моменту завелись большие долги — жизнь на широкую ногу поставила его перед мучительным вопросом: как быть дальше? Долги надо было отдавать, а денег не было и в ближайшее время не предвиделось.
Но ежедневно приходя на службу, доблестный инкассатор вынужден был созерцать гигантские суммы — от миллиона и выше. Наверное, именно в этих поездках, глядя на брезентовые мешки, под завязку набитые деньгами, у него впервые появились мысли об ограблении. Теоретически это сделать было можно, но, чтобы завладеть деньгами, необходимо было убить своих товарищей — старшего инкассатора и водителя. Правда, нравственный аспект Казакова волновал меньше всего. Гораздо больше его интересовали технические подробности предстоящего дела. Было ясно, что в одиночку это совершить невозможно. И тогда Казаков решил привлечь к реализации своего плана двоих товарищей: 35-летнего Игоря Бакланова и 21-летнего Юрия Евсюкова.
Убедить товарищей оказалось совсем несложно, ведь приличные деньги никому не помешают. Для успешной реализации, в первую очередь, надо было выбрать подходящий момент. По своему опыту Казаков знал, что инкассаторы иногда нарушают предписанные инструкции. Так, получив деньги, вместо того чтобы тут же ехать в банк, сопровождающие иногда заезжали в пригородный лесок, чтобы перекусить. Тот самый лесок показался преступникам идеальным местом для реализации своего плана. Надо было только дождаться часа, когда смена, в которой числился Казаков, заступит на дежурство.
Приведение в боевую готовность
По замыслу Казакова и товарищей, предстоящая операция выглядела следующим образом. Когда машина заедет в лес, Казаков под угрозой применения оружия заставит сменщиков открыть дверь и впустить внутрь специализированного автомобиля Бакланова и Евсюкова. После этого сменщики будет расстреляны, труп старшего смены планировали отвезти куда-либо подальше и там закопать. Это было нужно для того, чтобы отвести подозрение от самого Казакова и пустить следствие по ложному следу: милиционеры должны были думать, что организовал преступление старший смены. Самого же Казакова планировалось немного побить, а то и слегка ранить, одним словом, как-то вывести его из круга подозреваемых.
Однако такую простую на первый взгляд задачу выполнить оказалось не так-то просто. Как оказалось впоследствии, преступники пять раз пытались реализовать свой план, но всякий раз им что-то мешало, замысел оставался неосуществленным. В конечном итоге место реализации ограбления решили перенести из леса на одну из городских улиц. И только тогда все сработало!
В один из сентябрьских дней Казаков заступил на дежурство вместе со старшим смены Рудаковым и водителем Колиньковым. Утром они получили в банке деньги в сумме 1 миллион 200 тысяч рублей и повезли их по указанному в маршрутном листке адресу.
Казаков, с трудом сдерживая озноб, сидел напротив Рудакова и искоса поглядывал в окно. Наконец промелькнула знакомая улица, в условленном месте Казаков вынул из кобуры пистолет и направил его на инкассаторов. Рудаков и Колиньков, ошарашенные поступком напарника, были вынуждены выполнять указания инкассатора, внезапно переквалифицировавшегося в разбойника. Казаков приказал остановиться в условленном месте, не отводя пистолетного дула от старшего смены и водителя, приоткрыл дверь. В образовавшуюся щель протиснулись Бакланов и Евсюков. Грабители разоружили инкассаторов, Бакланов сел за руль, машина помчалась по улицам города. Чтобы довершить начатое, преступники планировали добраться до ближайшего леса, а там убить водителя и старшего смены, забрать деньги и инсценировать нападение на Казакова.
Как это часто случается, внезапно дело приняло непредвиденный оборот. Как только инкассаторская машина выехала из города и направилась в сторону леса, навстречу им выкатилась машина ГАИ. Милиционеры знали, что маршрут инкассаторов никак не может вести в сторону леса, поэтому, увидев инкассаторскую машину, потребовали остановиться. Бакланов, увидев патрульную машину, окончательно растерялся. Тогда Казаков решил спасать ситуацию. Продемонстрировав поразительное хладнокровие, он приказал остановиться, вышел из машины и пошел навстречу милиционерам. Гаишники знали Казакова в лицо, поэтому ничего не заподозрили. Казаков объяснил, что они с друзьями уклонились от маршрута по простой причине: решили в лесу перекусить. Милиционеры с пониманием отнеслись к желанию инкассаторов, пожелали им приятного аппетита и поехали по своим делам. Опасность разоблачения на время отодвинулась, но теперь ситуация была иной: гаишники видели Казакова, так что производить инсценировку с его захватом и последующим ранением уже не имело смысла.
Заметание следов
Поняв это, пришедший в себя Бакланов решился на крайние меры. Когда машина въехала в лес, он выстрелил в Казакова. Организатор преступления, уже потиравший руки в предвкушении близкой развязки, свалился замертво. Захваченные «в плен» инкассаторы, наблюдая убийство основного зачинщика, поняли, что спасения ждать неоткуда.
Машина остановилась, дверь приоткрылась. Старший смены Рудаков, понимая всю безысходность своего положения, попытался бежать. Но пуля, выпущенная из пистолета Бакланова, не позволила ему уйти далеко. Однако убивать водителя Колинькова Бакланов не стал — он перепоручил это Евсюкову. Опытный жестокий Бакланов решил повязать напарника кровью. Раздались выстрелы, водитель, так же как и его предшественники, был убит двумя пулями. После третьего убийства преступники сложили в сумки деньги и оружие, облили машину бензином и подожгли. Добравшись до ближайшей лесополосы, они остановились: разделили деньги и спрятали оружие. Теперь можно было уходить с надеждой на то, что их никто не найдет. Шансы на благополучный исход, конечно, имелись, ведь все свидетели преступления были мертвы, но казались довольно призрачными. Тем не менее план ограбления удалось реализовать в течение часа. Преступники покинули машину около 9.40 минут утра, а в 10 часов горящий автомобиль был обнаружен дачниками.
Нашли преступников довольно скоро. Бакланова «вычислили» и обезвредили в течение нескольких дней, так что он даже не успел воспользоваться похищенными деньгами. А вот Евсюкова искали дольше. Нашли его в Адлере, при себе преступник имел около 400 тысяч рублей, остальные деньги к этому времени были потрачены. После ареста 21-летний Евсюков сразу же начал давать показания, а вот хитроумный Бакланов всячески отрицал свою вину. Но подобное поведение не спасло его от наказания: в сентябре 2005 года суд присяжных признал обоих преступников виновными в совершении преступления и приговорил Бакланова к 25 годам, а Евсюкова — к 18 годам лишения свободы. Если разбить захваченный миллион рублей на количество лет предстоящей отсидки, напрашивается резонный вопрос — а стоила ли овчинка выделки?