Особенно важныи следователь...
Сергей НЕПША, специально для «Криминала»
Водитель, покалечивший ребенка, понес наказание — этого добился следователь Юрий Фурса.
Еще и накричал на сбитого ребенка…
Десятилетняя девочка была сбита на пешеходном переходе около школы искусств имени Николаевой в Бежицком районе Брянска в октябре 2009 года. К счастью, она осталась жива. А сегодня, полтора года спустя — благодаря мастерству врачей, и здорова. Все худшее для ее семьи позади. Одно лишь мучило все это время родителей Ани — водитель, сбивший ее на пешеходном переходе, оставался безнаказанным. Все долгие месяцы, которые девочка провела в гипсе, потом в ходе реабилитации, он упорно доказывал свою невиновность, чинил различные препятствия сотрудникам, проводящим проверку по факту ДТП, вел себя самоуверенно и явно не опасался правосудия.
А что же Фомины? Они не горели мщением, не жаждали расправы и не требовали денежной или моральной компенсации. Они хотели лишь справедливости и никак не могли смириться с тем, что преступник, сбивший ребенка на «зебре», не оказавший никакой помощи сразу после ДТП и упорно сваливавший всю вину на него, не понесет никакого наказания. Шел месяц за месяцем, а сбивший ребенка водитель, как будто в насмешку над родителями, продолжал ездить на своем автомобиле. И хотя не привыкли Фомины ходить по инстанциям, но терять им было нечего. К тому же они боялись, что от действий горе-водителя может кто-нибудь безвинно пострадать… К тому времени они услышали, что УМВД России по Брянской области возглавил Валентин Кузьмин.
Они записались к нему на личный прием. Генерал выслушал их и коротко пообещал: «Разберемся». Уже на следующий день материалы проверки по факту ДТП находились в специализированном следственном отделе следственного управления. Дело попало к следователю специализированного отдела СУ при УВД майору юстиции Юрию Фурсе.
Что «увидел» следователь
Время неумолимо бежит, в памяти зачастую стираются события недельной давности, а тут с момента аварии прошло больше года. И всего через два месяца дело было передано в суд, который вынес обвинительный приговор.
Юрий Васильевич проявил просто чудеса профессионализма, собрав убедительную доказательную базу. Изучил материал раз, другой, третий. У следователя постепенно вырисовывалась картина, произошедшая более года назад.
Но то, что «увидел» следователь, для суда недостаточно. Надо собрать доказательственную базу, а это значит, каждый свой шаг подкреплять показаниями свидетелей, очевидцев, восстановить все детали с помощью следственных экспериментов. Но главное — с помощью науки, то есть назначением, проведением и заключением экспертиз, доказать вину действительно виновного человека.
Была и еще одна серьезная трудность: «подкованность» обвиняемого, который оказался по специальности инструктором по вождению и был закаленным участником «дорожных войн». А главное — он был, по деликатному выражению следователя, трудным человеком. Сразу, с первого момента аварии, выбрал тактику нападения на девочку, обвинил во всем именно ее. При этом «забыл», что сам нагло нарушил правила, сбив ребенка на пешеходном переходе, он даже не пытался к ней подойти, помочь, а, выйдя из машины, сразу стал кричать, что она сама виновата.
— Обычно водители автомобилей, под колесами которых человек получил травму, переживают о случившемся, навещают пострадавших с гостинцами в больнице, — говорит Юрий Васильевич. — Даже если виновен сам пешеход, а водитель ничего не нарушал. Но в данном случае девочка пострадала не только физически, получив серьезную травму, но и морально, столкнувшись с таким бездушием и агрессией. И если бы не дальнейшие события, возможно,
она навсегда бы потеряла веру в справедливость.
Найти свидетелей год спустя
Помог девочке, подхватив ее с проезжей части и доставив в больницу, другой водитель, который ехал буквально вслед за нарушителем и на глазах которого все произошло. Он и стал главным свидетелем обвинения, вопреки неписаным правилам водительской солидарности.
— Очень ценный свидетель и редкий по своей порядочности, смелости и принципиальности человек, — говорит Юрий Васильевич. — Он не только с готовностью бросился на помощь ребенку, но с такой же готовностью, не считаясь с личными делами и временем, приезжал по первой нашей просьбе для дачи показаний и излагал все четко и ясно. Я благодарен ему и высоко ценю его поступок, потому что мы, следователи, крайне редко встречаемся с таким поведением свидетеля. Обычно люди всячески уклоняются от свидетельских показаний, как говорят — не хотят связываться с милицией, а попросту не верят в справедливость.
Что удивительно, в случае с этой девочкой, казалось, весь мир был готов помочь следователю. И другие свидетели, несмотря на агрессивное поведение водителя-нарушителя, дали правдивые показания. Стоит лишь удивляться тому, что Фурса нашел их спустя год после событий. В списке его свидетелей есть даже пассажиры маршрутки, которая останавливалась на ближайшей остановке! В ходе следствия были опрошены жильцы домов в районе ДТП, продавщицы киосков, которые год назад в них работали, персонал больницы.
Что ж, очень часто следователю по линии ДТП приходится ездить в поисках свидетелей и доказательств не меньше оперативников, своими ногами «выхаживать» доказательства.
— Образ следователя — кабинетного белого воротничка не очень соответствует действительности, — подтверждает Юрий Фурса. — Сотрудники нашего отдела «ходят по земле» начиная с момента ДТП, когда выезжают на происшествие, и до самого суда. Специфика нашего отдела в том, что многое доказывается с помощью следственного эксперимента. «Поймать» все детали крайне сложно. Надо, к примеру, чтобы при эксперименте и время года, и время суток, и погода, и освещенность электричеством, и цвет одежды, рост, телосложение и прочие мелочи безупречно совпали с моментом аварии. Только тогда можно будет уверенно утверждать, мог или не мог водитель при таких условиях видеть пешехода. От этих «пустяков» зависит исход дела, судьба человека и всей его семьи. Иногда все подберешь, а участник ДТП настаивает, что тогда был не мелкий дождь, а морось, и ветер дул в другую сторону. И приходится дожидаться и ловить эту самую морось в комплексе с направлением ветра…
Юрий Фурса будет терпеливо ловить морось, согласовывать и добиваться отключения фонарей, которые тогда не горели, искать куртку нужного цветового оттенка и из ткани той же фактуры, что была на участнике ДТП. Пока не добьется полного баланса показаний и удовлетворения обеих сторон — участников ДТП – и следственный эксперимент не будет признан ими правильным.
Это не только признак его высокого профессионализма, но и свидетельство его личных качеств, свойств характера. Несмотря на то что ему приходится работать с такими трудными, как он мягко выражается, фигурантами, как сбивший ребенка инструктор по вождению, несмотря на агрессивных нарушителей ПДД и на отказывающихся давать показания очевидцев, Юрий Фурса находит контакт со всеми. Кроме водителей маршрутных такси, которых он просто называет «очень трудными».
— То, что зачастую просто рвет душу, — это работа с потерпевшими и их родственниками, — говорит Юрий Васильевич. — Ведь мы — подразделение, куда чаще всего приходят в черных платках. В каждом случае следователь по ДТП никуда не может уйти от горя людей, каждую ис-торию приходится пропускать через себя. Разве можно остаться безучастным, когда приходят родные погибшего человека? Я ведь тоже отец, муж, сын…
А дети? До жути тяжело их допрашивать. Они, например, только что потеряли в ДТП кого-то из родителей, пережили шок. Им надо бы забыть весь этот ужас, а тут следователь с вопросами… Конечно, мы проявляем максимум деликатности, разговариваем с несовершеннолетними только в присутствии родителей и законных представителей, но все равно это для всех тяжело.
Тут очень важно не озлобить людей, а убедить поверить в то, что виновный понесет наказание. Для многих это становится если не утешением, то хотя бы облегчением горя.
Пьяные лихачи разбили две семьи
Несколько лет назад Юрий Фурса расследовал ДТП в Навлинском районе Брянской области, в котором погибло несколько человек. Две молодых семьи были поломаны: в одной погиб ребенок, в другой — отец, выжившие получили тяжелые травмы. Они ехали в одном автомобиле с летнего отдыха, когда УАЗ, который угнали ночью два пьяных негодяя, выскочил на встречную полосу. Виновные в аварии сбежали в лес, оставив на дороге погибших и раненых. Дорога была глухая, и беспомощные раненые люди остались наедине с болью и своими погибшими родными.
А потом Юрию Фурсе пришлось возвращать их память к этому ужасу, вместе с каждым переживая все снова и снова. Самое главное в расследовании ДТП — чтобы сопереживание потерпевшим не помешало объективности расследования.
— ДТП — это всегда две стороны медали. И степень вины каждой надо установить абсолютно объективно.
Подготовленное Юрием Фурсой обвинительное заключение по навлинскому ДТП было безупречно и позволило суду вынести максимально строгий приговор — виновный получил семь полновесных лет.
Качество — самый важный показатель в работе органов предварительного следствия. Все дела, находившиеся в производстве Юрия Васильевича, отличаются очень высоким качеством. Против него не «срабатывает» опыт самых квалифицированных инструкторов по вождению.
Юрий Васильевич не случайно пришел в следствие. Он имеет десятилетний стаж работы в ГИБДД. Он сам несколько лет провел на дороге как инспектор дорожно-патрульной службы, потом был инспектором по дознанию полка ДПС ГИБДД УВД области. Этот опыт практической работы очень пригодился ему в специализированном отделе УМВД, где он служит уже 7 лет.
Даже простое перечисление его послужного списка говорит о том, что он — уникальный сотрудник. В свои 17 лет Юрий сам поступил в престижное московское военно-транспортное училище, когда там был конкурс 12 человек на место. Потом получил юридическое образование. А между этим были лихие девяностые, служба в подразделении специального назначения ГРУ, Таджикистан, Абхазия, Чечня. К слову, еще школьником, до поступления в военное училище, Юрий совершил 197 прыжков с парашютом.
И напрасно расслабляются подследственные виновники ДТП, обманываясь скромностью и деликатностью следователя Фурсы. За этой скромностью скрывается боевая мужская биография и колоссальный опыт.