Барнаульский потрошитель Александр Павленко...
Алина МАКСИМОВА, специально для «Криминала»
Серийный убийца и насильник из Барнаула Александр Павленко, прозванный Алтайским монстром и Барнаульским Потрошителем, прекрасно знал, как нужно заметать следы, чтобы не попасться. Долгое время он садистски насиловал девушек, а те не заявляли на него в милицию, потому что насильник сам был милиционером. Его могли остановить задолго до того, как он начал убивать. Но дело об изнасиловании замяли. И маньяк убил как минимум четырех девушек.
Первое преступление
Александр Павленко родился в Барнауле в 1971 году. После службы в армии пришел работать в милицию младшим следователем. Как явствует из его служебной характеристики, был на хорошем счету, постоянно повышал профессиональный уровень, прекрасно владел оружием. Но офицерского звания так и не дождался. В 2000 году он попал в очень нелицеприятную историю с изнасилованием. И хотя из милиции его не уволили, но на карьере можно было поставить жирный крест. На момент ареста он работал водителем в местном медвытрезвителе. Но милицейская форма какое-то время спасала убийцу от неприятностей.
Как позже выяснило следствие, Павленко всегда был склонен к садистскому сексу. Но те, над кем он измывался, не решались подавать заявления. Вполне резонно полагая, что начальство вряд ли даст делу ход. Уже после ареста Павленко, когда у него в квартире нашли фотографии весьма пикантного содержания, некоторые девушки решились рассказать о зверствах, которым подвергал их насильник.
В 2000 году Павленко едва не попал на скамью подсудимых. По мнению следствия, к тому времени на руках насильника еще не было крови. Он заманивал в квартиру малознакомых девушек и измывался над ними. Однако одна из девушек после ночи насилия в квартире Павленко решила, что тот обязательно ее убьет. Барнаул в то время еще не отошел от действий другого маньяка по кличке Репетитор, и истории о маньяках были одной из самых популярных тем в обывательской среде. Девушка воспользовалась тем, что Павленко ушел в ванную, написала записку с телефоном матери и просьбой помочь и выбросила ее в окно.
Записку подобрала проходившая мимо женщина и сразу позвонила по указанному телефону. Буквально через полчаса к дому, где жил Павленко, подъехала милиция. Девушку освободили, но Павленко никто и не подумал арестовывать. Он уверенно заявил, что никакого насилия не было, что та добровольно спала с ним, а заявление написала якобы потому, что он отказался заплатить ей.
Потерпевшей стали говорить, что дело «тухлое» и может закончиться плачевно для заявительницы. А потом еще и Павленко предложил девушке взятку. И та изменила показания. Единственными последствиями для Павленко стало то, что он вынужден был перевестись водителем в медвытрезвитель. Но своих привычек не поменял, продолжая завлекать девушек в свою квартиру и измываться над ними. Через несколько месяцев после того, как дело об изнасиловании было закрыто, Павленко начал убивать.
ТЕЛА В РЕКЕ
Как Павленко рассказал на следствии, летней ночью 2001 года, проезжая на своей машине мимо только что закрывшегося кафе, он увидел двух не очень трезвых девушек. Он подъехал к ним, познакомился. Оказалось, что у одной из них в тот день был день рождения. Павленко предложил продолжить праздник вместе с ним, и девушки согласились. Как только вся компания оказалась в квартире Павленко, он стал требовать от девушек секса. Те оказали сопротивление, попытались выскочить из квартиры, и Павленко убил обеих. Тела он расчленил в собственной ванной, упаковал их в полиэтиленовые мешки и вывез в багажнике на берег реки Обь, возле поселка Гоньба, где любил купаться. Тела он затопил в реке, но вскоре их обнаружили местные мальчишки, ловившие неподалеку рыбу.
Как уже упоминалось, примерно в то же время в Барнауле действовал маньяк по кличке Репетитор. Он находил своих жертв в Алтайском университете. Насиловал, затем убивал и расчленял. Но к моменту обнаружения трупов двух девушек Репетитор был пойман.
Сотрудники правоохранительных органов подняли схожие дела и вскоре выяснили, что в 2000 году, также на берегу реки, но в другом месте, был обнаружен расчлененный труп молодой девушки. Она была обрита наголо и перед смертью изнасилована. Но криминалисты настаивали, что почерк расчленения тел везде одинаковый. И тут появились подозреваемые.
Некая Татьяна Т., ранее арестованная за грабеж, вдруг заявила, что двойное убийство найденных у поселка Гоньба девушек совершили ее знакомые. Мол, в ночь, когда произошли убийства, оба в пьяном виде приезжали к ней и заставили заниматься с ними сексом. А чтобы она не сопротивлялась, рассказали, как уже убили двух девушек, отказавшим им в интимной близости. Одного из подозреваемых арестовали, а второго, оказавшегося депутатом городского совета, отпустили на подписку, но установили плотное наблюдение.
Все обвинение держалось лишь на показаниях Татьяны Т. Правоохранительные органы пытались найти какие-то другие доказательства вины двух друзей. Но тут у того же поселка Гоньба из реки выловили еще одно расчлененное тело. И опять криминалисты с уверенностью заявили, что почерк тот же.
У обоих подозреваемых было стопроцентное алиби: один в изоляторе сидел, а второй находился под постоянным контролем. А затем и женщина призналась, что просто оговорила их, чтобы отомстить за какую-то обиду. Розыск маньяка пришлось начинать сначала.
Но тут правоохранительным органам улыбнулась удача. В милицию позвонили из больницы и сообщили, что к ним поступила девушка с переломом ноги и специфическими следами пыток на теле. Милиционеры метнулись в больницу. Девушка рассказала, что ее изнасиловал настоящий садист, который всю ночь измывался над ней. Она выпрыгнула из окна лишь утром, сломала ногу, но сумела выбраться на проезжую часть, где ей и помогли добраться до больницы. Девушка хорошо запомнила адрес, где все происходило.
Павленко задержали, а в квартире произвели обыск. Вскоре были обнаружены фотографии, на которых было изображено, как маньяк издевается над девушками, несколько пил со следами крови, топоры, ножи. Павленко вскоре и сам сознался в четырех убийствах, потребовав взамен предоставить ему возможность написать явку с повинной. На суде он попытался отказаться от своих показаний, заявив, что у него их выбили силой. Но сотрудники прокуратуры после каждого допроса отвозили его на медицинское освидетельствование, где врачи не фиксировали никаких следов пыток или избиений. Но явка с повинной все равно помогла Павленко. Он был приговорен не к пожизненному заключению, а «всего» к 24 годам лишения свободы.