Такси на тот свет...
Сергей Приходько
Старенькая иномарка притормозила у дверей подъезда, водитель нажал на серебристую крышечку клаксона. Через несколько минут из подъезда вывалилась парочка молодых крепко подвыпивших парней. Они решительно распахнули дверцы и буквально повалились на заднее сиденье автомобиля...
Честный труженик
Криворожский таксист Сергей Костюков уже несколько лет сотрудничал с городской службой вызова такси. Это было взаимовыгодное сотрудничество – часть выручки Костюков отдавал фирме, предоставляющей ему клиентов, а большую оставлял себе. В наши дни, когда на улицах городов такси больше, чем пешеходов, такие условия казались вполне приемлемыми. Не надо было носиться по городу в поисках пассажиров, напрасно жечь бензин, стоять в «отстойниках», где уже все давным-давно поделено.
Правда, и при таком внешне правильном «раскладе» ситуации случались разные. И сегодня звезды сошлись так, что Костюкову предстояло продемонстрировать и волю, и все свое мужество.
Ключ без права передачи
В отличие от трудяги-таксиста двадцатилетние криворожские бездельники Юрий Грочун и Олег Мякишев в то утро были озабочены совсем другими делами. Вечером предыдущего дня друзья хорошо выпили, с утра принялись активно опохмеляться. В полдень кореша обнаружили, что все выпито, а денег на покупку спиртного нет. Приятели обзвонили всех своих знакомых, но денег так и не нашли. Судя по всему, пьянку пора было заканчивать и расходиться по домам. Но заводные собутыльники не могли с этим согласиться. И тут Грочун вспомнил о том, что деньгами можно разжиться у кого-нибудь из таксистов. Разумеется, никто из водителей денег добровольно не даст, но ведь их можно забрать и силой. Тем более что такси вызывается по телефону.
Наверное, если бы Грочун вызывал машину из своей квартиры, он бы поостерегся, ведь диспетчер, сидящий на приеме вызовов, фиксирует номер телефона и адрес заказчика. Но эту квартиру друзья снимали, вероятно, им казалось, что найти их будет не так-то просто.
Так уж случилось, что Грочуна и Мякишева должен был обслуживать Костюков. Прибыв на указанное место, водитель разместил пассажиров и получил указание ехать на Карачуновское водохранилище. Друзья знали, что в это время людей там быть не должно, а следовательно, совершить задуманное можно будет без лишних проблем.
Подъезжая к водохранилищу, Грочун достал из-за пазухи баллонный ключ и, размахнувшись, несколько раз ударил Костюкова по голове. Таксист успел притормозить, машина стала, как вкопанная. Видя, что первая серия ударов не достигла цели, Мякишев тоже вступил в «дело». Через пару минут голова таксиста превратилась в кровавое месиво, Костюкова выволокли из салона, обшарили карманы. Денег было совсем немного, что-то около 60 гривен, хотя преступники были довольны и этим. Полагая, что таксист мертв, они бросили Костюкова в кювет, Грочун сел за руль и иномарка, обдав лежащего хозяина грязью, рванула обратно в город. Доехав до ближайшего магазина, налетчики купили выпивку, закуску и стали искать покупателя на машину. Однако все, кому они предлагали купить автомобиль буквально за гроши, понимали, что дело здесь нечисто и от покупки отказывались. Тогда обозленные преступники добрались на похищенном автомобиле в город, где его бросили, а сами вернулись домой, чтобы продолжить пьянку.
К счастью, избитый до полусмерти Костюков сумел выжить. Каким-то образом он умудрился самостоятельно добраться до ближайшего микрорайона, где его подобрали сердобольные прохожие. В больнице, куда его вскоре привезли, Костюкову жизнь спасли, но восстановить здоровье не смогли. Избитый таксист до конца своих дней остался инвалидом.
А его мучители тем временем решили «фокус» с вызовом такси повторить. Грочун снова позвонил диспетчеру и вызвал новую машину. На этот раз машиной управлял водитель Олег Денисюк.
Дежа вю со смертельным исходом
Фокус с очередной машиной протекал почти по такому же сценарию, как и в первом случае, только по пути на Карачуновское водохранилище Грочун потребовал, чтобы водитель Денисюк заехал еще в одно место. Ему хотелось, чтобы в расправе над таксистом поучаствовал еще один приятель Василий Андреевец.
Теперь в салоне автомобиля сидело трое молодых, сильных и совершенно «безбашенных» парней. Выбрав момент, Грочун полоснул таксиста бритвой по горлу. Денисюк, с трудом остановив машину, на глазах приятелей потерял сознание. А приятелям было «весело»: они чувствовали свою власть над чужой жизнью, над судьбой очередного заложника. Андреевец вытащил пистолет и стал трясти им перед носом захлебывающегося кровью таксиста. Отобрав у Денисюка 200 гривен, часы, мобильник и обручальное кольцо, приятели покатили в гараж к очередному другу Игорю Завадовскому. Здесь их осенила идея: водителя добивать не стоит, надо потребовать за его освобождение выкуп. Приятели шумно одобрили этот план. Загнав машину в гараж, бандиты выпили для храбрости и, поднеся мобилу Денисюку, приказали звонить домой. «Водиле» ничего другого не оставалось: позвонив домой, он сообщил, что его жизни угрожает опасность и что его могут освободить только в случае выплаты выкупа в размере 2000 долларов.
Несчастная жена Денисюка Татьяна не знала, что делать. А приятели, выпивая и закусывая, стали ждать, когда супруга таксиста найдет нужную сумму. Правда, бандиты времени даром не теряли – в перерывах между тостами они избивали Денисюка, жгли его зажигалкой, резали ножом, всячески демонстрируя свою «крутизну». Через два часа, так и не дождавшись ответного звонка, бандиты заставили Денисюка снова звонить супруге. На этот раз они заявили, что жизнь «пленного таксиста» возросла до трех тысяч «зеленых».
К счастью, к этому часу Татьяна уже позвонила в местное отделение милиции и сотрудники попытались выяснить местонахождение заложника и его мучителей. Чтобы заставить их выйти из укрытия, Татьяна согласилась с выдвинутыми условиями. Встречу с бандитами назначили на двенадцать часов ночи. Сотрудники СБУ окружили место встречи, однако бандиты на свидание не явились. Ни жена, ни сотрудники службы еще не знали, что выкупать, в сущности, уже некого. Через несколь-ко часов после последнего звонка бандиты, войдя в раж, привязали Денисюка к стене гаража и окончательно его добили. Начиналась экзекуция с бритвы и пистолета, а заканчивалась топором и ножом: тело Денисюка искромсали на части, как заправские мясники. Так что о выкупе не могло быть и речи – не могли же преступники выдать на руки супруги обезображенное до неузнаваемости тело супруга! Поэтому, спрятав труп, убийцы разбежались по домам.
Однако у правоохранителей уже были на руках кое-какие зацепки. Чтобы вычислить всех преступников, СБУ и милиции потребовалась двое суток. Правда, задержать всех четверых не удалось, но Грочун и Мякишев были задержаны на той же квартире, откуда все и начиналось. А вот Андреевец и Завадовский, почуяв неладное, ударились в бега.
Чтобы доказать вину убийц, следователям пришлось опросить около 40 свидетелей, провести множество судебно-медицинских экспертиз, очных ставок и прочих следственных мероприятий. И этот кропотливый труд позволил суду объективно оценить вину каждого из участников. В результате Юрий Грочун был приговорен к пожизненному заключению, Олег Мякишев «отделался» 11 годами лишения свободы. Кроме того, преступников обязали возместить моральный и материальный ущерб потерпевшим, который исчисляется сотнями тысяч гривен. Хотя, когда дело касается жизни и здоровья, ни о какой компенсации речь идти не может – горе деньгами не осушить.