За «козла» ответишь!...
Галина Хамицкая, г. Пермь, специально для «Криминала»
Тело 27-летней Натальи Ковальчук было обнаружено у моста через небольшую речку Данилиха прямо в центре Перми. Лицо девушки было изуродовано до неузнаваемости. Металлическую трубу, которой преступник наносил удары девушке, оперативники нашли рядом с местом происшествия.
Ушла и не вернулась
Накануне Наталья ушла на свидание и когда к утру не вернулась, родственники не придали этому большого значения. Тем более что ночью Клара Михайловна звонила дочери на сотовый телефон. Девушка успокоила маму: заверила, что все в порядке и она скоро вернется домой.
Около девяти часов утра спокойствие в семье Ковальчуков нарушил звонок в дверь. В квартиру вошли двое молодых людей, предъявили удостоверения сотрудников милиции и осторожно поинтересовались: «Наталья Викторовна Ковальчук здесь проживает?» Получив утвердительный ответ, оперативники попросили Елену, старшую сестру Наташи, проехать с ними.
После столь неожиданного визита Кларе Михайловне стало плохо. Материнское сердце подсказывало: случилась беда. И не просто беда, а что-то страшное…
На улице опера убойного отдела предупредили Елену, что ей предстоит опознать труп сестры.
— Сегодня рано утром на улице Крылова прохожие обнаружили убитую девушку, — рассказал ей один из милиционеров. — Ее лицо сильно обезображено, но у нас есть основания предполагать, что это ваша сестра — недалеко от места происшествия обнаружены документы на ее имя.
Женщину привезли на место трагедии, где уже вовсю работала следственно-оперативная группа, кинолог со служебно-розыскной собакой прочесывал местность.
Показывать лицо погибшей не стали, поскольку зрелище было не из приятных. Преступник с такой силой наносил своей жертве удары металлической трубой, что оно превратилось в настоящее месиво. Как только Елена увидела труп, с ней случилась истерика: сомнений не было — это ее сестра Наташа. Ее она опознала по одежде.
Максим, Миша или все же Алексей
Расследованием зверского убийства и розыском преступника занялись опытные сотрудники правоохранительных органов. Сыщики опросили всех подруг и родственников погибшей. Личность молодого человека, который пригласил Наталью Ковальчук на свидание в тот роковой вечер, удалось установить с большим трудом. Мама девушки утверждала, что накануне дочери звонил некий Максим.
— Этот парень мне сразу не понравился, — говорила она, — звонил по ночам, был невежлив. Да и имя свое скрывал: представлялся то Михаилом, то Максимом. Но я-то хорошо запомнила его голос и понимала, что это один и тот же человек. Как бы ни было, на свидание Наташа ушла с ним.
Подруга убитой, с которой она вместе работала в магазине, говорила о другом человеке — Алексее Крестовском. С ним девушки познакомились более года назад. Алексей зашел в магазин за покупками, ему понравилась Наташа, и он периодически стал к ней забегать. Их отношения были странными с самого начала — парень то появлялся, то вновь исчезал на несколько месяцев. Впрочем, это вполне объяснимо — у молодого человека была гражданская супруга и ребенок. А тут ухажер объявился вновь и стал настаивать на свидании.
— В тот вечер Наталья собиралась на прогулку с Крестовским, — утверждала подруга. — Почему она не призналась об этом родственникам? Возможно потому, что они не приветствовали ее общение с такими людьми, как Алексей, ведь он был судим.
Между тем стражи порядка проверяли все версии. Выяснилось, что знакомый по имени Максим у Натальи Ковальчук тоже был, но к преступлению он не имел никакого отношения. У парня было железное алиби, которое подтверждали несколько человек.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что подруга и мать погибшей, хоть и называют разные имена, но говорят об одном человеке — о 24летнем Алексее Крестовском по кличке Крест, ранее судимом за кражу и угон.
В 1998 году его осудили условно, но уже через год он вновь совершил преступление, и на этот раз Свердловский районный суд Перми приговорил его к трем годам колонии. Однако и на этот раз преступнику повезло — через полтора года он был освобожден условно-досрочно.
Признание
Крест стал главным подозреваемым. Через день после убийства Наташи Ковальчук его задержали. Однако опытный преступник настаивал на том, что девушки не видел, на свидание с ней не ходил и выдвинул свое алиби.
— Я не причастен к этому преступлению, тот вечер я провел с другой девушкой, — утверждал Крест. — Вы просто хотите «повесить» на меня это убийство, потому что я судимый и действительно знаком с Ковальчук.
Крестовского отпустили. А сыщикам понадобилось еще пять дней, чтобы доказать его вину.
К этому времени стражи порядка выяснили, что после убийства у Натальи похитили сотовый телефон, золото и деньги. Мобильник «всплыл» у перекупщиков в подземном переходе на центральном рынке. Им показали фотографии Крестовского, и они подтвердили, что купили сотовый телефон именно у этого человека. Кроме этого камеры видеонаблюдения, установленные в районе места происшествия, зафиксировали пару вместе за несколько часов до убийства. Это дало основания еще раз навестить Алексея Крестовского.
На этот раз он признал, что в тот вечер действительно встречался с Ковальчук, но продолжал настаивать на своей невиновности:
— Мы гуляли по городу, заходили в кафе попить пива, а потом, около двух часов ночи, расстались. Я отправился в игровой клуб, а Наташа собиралась ловить машину и ехать домой. Я побоялся признаться в этом раньше, иначе вы бы меня сразу арестовали.
Оперативники не спешили верить Алексею Крестовскому. На всякий случай в квартире, где он проживал, провели обыск. Почти сразу там было обнаружено золотое кольцо, принадлежавшее Наталье Ковальчук.
После этого нервы Креста не выдержали, и он сознался в преступлении.
Смертельная обида
На следственном эксперименте Крестовский подробно рассказал, как убивал девушку. По его словам, они спокойно гуляли до тех пор, пока Наталья не стала его оскорблять. Причину ссоры он вспомнить так и не смог. Но Крест утверждал, что Наталья первая толкнула его и обозвала козлом — очень обидным по зэковским понятиям словом. На уго-ловном жаргоне оно означает — опущенный, опозоренный.
— Я рассказывал ей, что был судим и неоднократно предупреждал, чтобы она следила за своей речью.
По словам Креста, простить «козла» он уже не смог, толкнул девушку, схватил металлическую трубу и несколько раз ударил ею Наталью по голове.
Вряд ли оскорбление было истинной причиной преступления. На самом деле Крестовскому нужны были деньги и золотые украшения девушки. Уже с мертвой он снял кольца и цепочку, забрал сумочку, в которой были паспорт, деньги и сотовый телефон. Часть похищенного злоумышленник сбыл за бесценок в этот же вечер.
Алексея Крестовского арестовали. Уже через два месяца уголовное дело было полностью расследовано и передано для рассмотрения в Ленинский районный суд города Перми. На первом же процессе подсудимый попытался затянуть его. Он сослался на психические отклонения и попросил провести психолого-психиатрическую экспертизу, подводя все к тому, что преступление он совершил в состояние аффекта. С этим не согласились ни потерпевшая сторона, ни государственный обвинитель.
— На предварительном следствии допрашивались мать и сестра Крестовского, — сказала представитель прокуратуры Лариса Авербух. — Никто из них не говорил о его психических отклонениях, отмечали лишь в его поведении агрессию. Сам подсудимый так и не смог объяснить, как проявляются его отклонения в психике.
— Личность Крестовского вообще очень странная, — рассказывает следователь Рустем Дарипов. — В последнее время молодой человек работал в муниципальном приюте для животных. Его родные отмечают, что он с большой любовью и трепетом относился к животным, особенно брошенным. И в то же время поражает его жестокость к людям, абсолютное к ним пренебрежение.
Приговор
Запутать следствие Алексею Крестовскому не удалось. Экспертиза признала его вменяемым, а суд — виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей, а также в совершении грабежа. Креста приговорили к очередному сроку. Ближайшие двенадцать лет он проведет в колонии строгого режима.