А вот кому фальшивый Пикассо?!...
Геннадий ФЕДОТОВ, специально для «Криминала»
Правоохранительные органы США предъявили недавно обвинения семерым подозреваемым в изготовлении и продаже фальшивых гравюр Пикассо, Шагала, Дали и других знаменитых художников. Преступники промышляли подделками около восьми лет и получили более пяти миллионов долларов прибыли.
Мошенники сбывали их арт-дилерам, а также выставляли на интернет-аукционе eBay. Покупателями фальшивок стали граждане США, Австралии, Европы, Японии и, естественно, России.
Фальшивки на потоке
Как заявляет бывший глава отдела Скотланд-Ярда по произведениям искусства и антиквариату Ричард Эллис, слова которого приводит «Таймс», на британском рынке наблюдается беспрецедентный наплыв подделок произведений российской живописи. Преступники работают на рынок, рекордные масштабы которого определяются российскими миллиардерами.
«Так как популярность российских картин возросла, — отмечает Эллис, — преступники увидели возможность наводнить рынок подделками».
Излюбленные области подделок — пейзажи XIX века и авангард 1920х и 1930х, в частности, таких художников, как Шишкин, Айвазовский и Малевич.
Так, половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, — это «новоделы», но они пользуются таким успехом у покупателей, что те приобретают их, но по более низким ценам.
Для осуществления подделки за несколько тысяч фунтов в аукционных домах Дании, Германии, Швейцарии, Швеции, Финляндии и Голландии покупаются относительно неизвестные пейзажи второстепенных западноевропейских живописцев XIX века и превращаются в «русские» картины, за которые можно выручить шестизначные суммы. Некоторые подделки выполнены настолько качественно, что распознать их можно только с помощью научного анализа.
Например, три года назад была попытка продажи на лондонском аукционе картины голландского живописца Мариуса Кукукка «Пейзаж с ручьем», выданного за работу Ивана Шишкина. Доказать фальсификацию стоило огромного труда.
Для противодействия проблеме подделок Эллис создал организацию Art Management Group. Среди ведущих специалистов этой группы — ученые Оксфордского университета. Проводимый ими на микроскопическом уровне анализ может показать, была ли поставлена подпись значительно позже создания картины XIX века — так как в таком случае она нанесена поверх трещин, сформированных по мере старения картины, и были ли использованы краски, которых во время работы художника еще не существовало.
Русифицированные пейзажи
Не дремлют соответствующие службы и в самой России. Россвязьохранкультура выпустила недавно первый в мире каталог подделок живописи. По мнению издателей, теперь многие коллекционеры смогут предъявить претензии своим партнерам за обман. В каталоге содержится более тысячи «новоделов», которые «гуляют» на антикварном рынке и выдаются за подлинные вещи.
Фальшивки подделываются по хитрой схеме. Вначале, как уже говорилось, на аукционе покупаются полотна малоизвестных европейских художников XIX—XX веков, которые по манере письма похожи на русских живописцев. Далее с картиной начинают «работать», добавляя несколько русских деталей или, наоборот, убирая европейские детали, а иногда просто меняя подпись автора.
Так, исследования показали, что картина «Летний день», якобы принадлежащая кисти художника XIX века Александра Киселева, которую один российский коллекционер купил за 70 тысяч фунтов, в дейст-вительности была написана в 1883 году датским художником Янусом ла Куром. Подделыватель приобрел его картину на одном из аукцио-
нов всего за 1 тысячу фунтов и затем «русифицировал» ее.
На подлиннике ла Кура изображены деревья вдоль грунтовой дороги. В густом кустарнике, который тянется от деревьев к обочине, мелькают голубые цветы и одуванчики. В отдалении, на фоне неба, покрытого облаками, стоит одноэтажный деревенский дом.
Чтобы «русифицировать» пейзаж, деревьям добавили листвы. Дом убрали, закрыв его новыми листьями и новым небом. Дорогу укоротили и сузили. В кустарнике появился маленький водоем, а в отдалении — русские избы. Поддельную подпись Киселева поставили в левом нижнем углу.
Пейзаж неизвестного голландского художника, где изображен вековой дуб и ручеек, подобным же образом с легкостью становится полотном Ивана Шишкина. Огромное количество морских пейзажей, написанных англичанами, превращаются в полотна Айвазовского. Также создаются «произведения» Поленова, Васильева…
Для подделки Коровина с малоценной картины конца XIX — начала ХХ века аккуратно удаляются остатки изображения и грунта. А поверх пишется картина в стиле известного автора, имитирующая его манеру.
Затем картина искусственно состаривается реставратором. Ее подвергают резкому перепаду температур (картину нагревают над плитой, а потом выставляют на холод) — краски и лак картины несколько темнеют.
Характерные трещинки (кракелюры) на холсте появляются после того, как его сворачивают трубочкой или, растянув, проводят обратной стороной по краю стола.
Нередко поддельные картины покрывают специальным лаком с добавками люминофоров, чтобы на экспертизе, при просвечивании картины ультрафиолетом, лак светился. Таким образом, мошенники имитируют «древность» лака: старые лаки светятся в УФ-излучении, в то время как новые — нет.
Стандартное исследование, включающее в себя визуальную оценку стиля и ультрафиолетовый анализ таких элементов, как подпись, часто не выявляет обмана. Более того, холсты и краски почти всегда действительно относятся к XIX веку. Уровень подделок настолько высок и профессионален, что эксперты не могут их отличить.
Подделки в законе
В связи с тем что нелегальный оборот на художественном рынке, по прикидкам искусствоведов и правоохранителей, оценивается в несколько миллиардов евро в год, в ряде стран в последнее время открываются целые экспозиции фальшивых картин. Так, в Германии, в музее Пикассо в Мюнстере, недавно было представлено двести пятьдесят работ — точных копий полотен Дали, Шагала, Пикассо и Миро. Коллекцию талантливых подделок собрало криминальное ведомство земли Баден-Вюртемберг, которое считается лучшим в расследовании преступлений на художественном рынке Германии.
В свою очередь, в городе Сан-Себастьян уже несколько лет действует постоянная вы-ставка «узаконенных подделок известных шедевров». На ней выставлены и продаются суррогаты работ лучших живописцев мира, выполненные наиболее талантливыми художниками-фальсификаторами.
Работы на выставке, в отличие от обычных копий, сами по себе обладают высокой художественной ценностью. Художники, создававшие копии, унаследовали традиции от фальсификаторов-виртуозов, которые часто были учениками великих мастеров, тиражировали их шедевры и тем самым также внесли свой вклад в популяризацию живописи.
История выставки в Сан-Себастьяне началась в 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джорджио Чирико «Площадь Италии», которая оказалась подделкой.
Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его — и нашел. Им оказался 75летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, чтобы заработать на жизнь.
Сальцано устроил выставку подделок Маззиза, которая имела огромный успех. Позже коллекционер создал галерею «Питти Арте», на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются «уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им».
Картины на выставке стоят от одной до 30 тысяч евро и больше. Успеху способствует то, что страхование подлинных шедевров стоит огромных денег, а потому некоторые коллекционеры хранят оригиналы в банках, а выставляют их «законные» подделки.