«Пейзаж» в кровавых тонах
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ, г. Минск, специально для «Криминала»
Убийство ювелира оставалось нераскрытым более двух лет. Собственно, должники Осипкова попали в поле зрения сыщиков сразу же. Но доказательств причастности Князева к страшному преступлению тогда не нашлось. Считается, что со временем следы преступников «остывают», но в данном случае время работало против них. Шли дни, они сами утратили осторожность и позволили оперативникам найти новые улики.
Кража из чужой мастерской, разбойное нападение и, наконец, убийство — такой «творческий путь» прошел художник, возлюбивший деньги больше искусства… * * * — Не-е-ет! Не убивай меня-я-я! Этот душераздирающий вопль вырвался из темного гаража в тихий дворик, где запутался в кронах деревьев, да так и не достиг ничьего слуха. — Держи его! — разъяренно шипел мужчина, орудовавший острым шилом. Его напарник дрожащими руками пытался удержать человека, который всегда казался им совершенно беспомощным, но сейчас проявлял завидную силу в борьбе за жизнь. Однако он был всего лишь пожилым инвалидом, а двое нападавших — сильными крепкими мужиками. Скоро все было кончено… В барсетке жертвы нашлось всего лишь двадцать долларов, но это нисколько не разочаровало убийц. Они и не надеялись, что у него с собой будет крупная сумма денег. Гораздо большую ценность представляли ключи от его ювелирной мастерской. Завладев ими, двое мужчин быстро спустились в подвал. Им уже мерещилась пещера Али-Бабы, наполненная несметными сокровищами… Первая дверь открылась легко. А у второй оба замерли в недоумении — в ней не было даже чего-либо, похожего на замочную скважину! Они топтались перед дверью несколько минут. Это было рискованно — убийцы испачкались кровью, их в любой момент мог кто-нибудь заметить. Но расстаться с мечтой о богатстве было так нелегко! Наконец, переругиваясь между собой и поминая недобрыми словами покойного, они ретировались. Убийство несчастного ювелира, к которому они так долго готовились и на которое возлагали такие надежды, оказалось совершенно бессмысленным… НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕНИЙ Городской бомонд хорошо знал Илью Князева, широко известного в узких кругах художника, чьи произведения регулярно красовались на выставках. Значительно меньшей популярностью пользовался его родственник, Василий Степанович Князев. Тот лишь периодически заигрывал со славой — расписывал стены в домах отдыха, создавал витражи и, разумеется, писал картины. Его произведения тоже выставлялись в художественных галереях Минска. Для популяризации собственного творчества Василий Степанович даже создал свою фирму под названием «Бомонд». Основная ее деятельность заключалась в том, что директор фирмы, Кирилл Шлыков, являясь «по совместительству» водителем автобуса, следовавшего по международным маршрутам, вывозил картины Василия Степановича за рубеж и там продавал. В остальном же фирма ничем не отличалась от пресловутого объединения «Рога и копыта»… Несколько лет назад Василий Степанович создал и проиллюстрировал книгу для детей, в доступной и красочной форме пояснявшую юному читателю, откуда же, собственно, он взялся. Без сомнения, книга эта могла бы пользоваться бешеным успехом как у детей, так и у их родителей, испытывавших затруднения с тактичным приобщением юных пытливых умов к тайнам пола и деторождения. Кроме того, сей литературный труд предостерегал читате-лей от наркомании и небезопасного секса. Остается непонятным, почему такую замечательную книгу Василий Степанович был вынужден издавать на собственные деньги. Но… пришлось. И он стал разыскивать средства… Между тем с давних времен существует довольно печальная традиция, по которой даже самые именитые художники, а также скульпторы и композиторы крайне бедствовали при жизни, а доходам от произведений могли радоваться разве что их внуки, а то и правнуки. Вот и Василию Степановичу презренный металл не давал отрешиться от мирской суеты и отдаться искусству. Он не был чужд простых человеческих удовольствий — была семья, которую нужно было содержать, любил дорогие машины и хорошие рестораны. А в последнее время, как это ни грустно, даже пристрастился к выпивке. Денег, выручаемых за картины, катастрофически не хватало. Он метался, тосковал, влезал в долги, возвращал их, снова занимал в счет будущей книги и не отдавал… В общем, однажды мысли служителя муз потекли в явно криминальном направлении…
ВЕРЕВОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА ОТ МАЭСТРО Мастерская Ильи Князева располагалась на последнем этаже 12-этажного дома. Здесь, вознесшись над городом, в залитой солнцем комнате он писал свои картины. Частенько сюда заходили его коллеги по цеху и просто хорошие друзья. А двое приятелей Князева, люди достаточно обеспеченные, сочли мастерскую, укрепленную прочной металлической дверью, самым подходящим местом для хранения ценностей. Один из них прятал у Князева 20 000 долларов, другой — 47 тысяч долларов и коллекцию старинных орденов и медалей, за которую знающие люди готовы были заплатить более 20 тысяч долларов. Естественно, наличие таких ценностей в квартире особенно не афишировалось. Но Василий Степанович, друг и родственник хозяина, об этом «кладе» знал. И его существование, можно сказать под носом, не давало художнику покоя… К операции по изыманию ценностей Василий Степанович привлек своего приятеля Шлыкова и молодого племянника Сергея. У последнего очень кстати оказался подходящий знакомый — в прошлом гимнаст, маленький и юркий. Художник отложил кисть и собственноручно сплел веревочную лестницу. Выбравшись на крышу многоэтажного дома, трое мужчин прикрепили ее к кирпичной надстройке, да еще крепко держали сами, пока молодой гимнаст спускался на балкон. Дальнейшее было делом техники — молодой человек вынул балконное стекло, проник в квартиру и впустил через дверь подельников, в нетерпении топтавшихся на лестничной площадке… Племянник Сергей и его друг-гимнаст получили 10 тысяч долларов на двоих. Все остальное досталось Василию Степановичу и Шлыкову. Коллекцию наград они продали где-то в России. Казалось бы, таких денег должно было хватить надолго. Да и пресловутая книга должна была, наконец, увидеть свет. Однако этого не случилось. А Князев скоро задумал новое преступление, причем гораздо более серьезное, нежели кража… ОСЕЧКА ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ …Клиент вел себя странно. Обычно он сам приезжал к валютчику, давал ему доллары и, приняв стопку купюр, небрежно совал их в нагрудный карман, тем самым давая понять, что такой влиятельный и крутой мужчина даже не опускается до мысли о каком-то обмане. Что ж, Юра Кузимичев работал честно, если можно так сказать о человеке, промышлявшем незаконными валютными операциями… В этот раз Василий Степанович позвонил ему заблаговременно и спросил, какую максимальную сумму он может обменять на доллары. Прикинув, Юра признался, что располагает примерно четырьмя тысячами долларов. Клиента эта сумма вполне удовлетворила. Вот только подъехать к Юре он никак не может — у него машина сломалась. Может, Юра сделает исключение для постоянного клиента? Сначала Кузимичев отказался — не решался он ездить по городу с такой крупной суммой денег. Но потом прикинул размер навара и решил, что можно рискнуть. Василий Степанович сказал, что будет ждать его в гараже. Машина Князева не производила впечатления ремонтируемой. Разве что багажник был открыт, да домкрат на полу лежал. Возле нее сосредоточенно копошился какой-то высокий мужчина. На валютчика он даже не посмотрел и вообще демонстративно делал вид, что происходящее его не касается. Сегодня Василий Степанович явно нервничал. Он взялся пересчитывать деньги, но делал это, механически перекладывая купюры. Наконец не выдержал и сунул их в руки валютчику: — Ай, пересчитай сам! Кузимичев повернулся к столу и стал послушно считать деньги. Как вдруг… У самого его затылка раздался характерный щелчок, который Юрий не перепутал бы ни с чем. Так щелкает давшее осечку оружие… Валютчик резко обернулся. Прямо ему в переносицу, находясь сантиметров в десяти от лица, смотрело дуло пистолета. Еще один щелчок… Глаза у мужчины, только что возившегося у машины, а теперь державшего в руках пистолет, были, наверное, такие же, как и у Юрия, — удивленные и испуганные. Видимо, он не ожидал, что пистолет подведет. Третьей осечки могло и не быть. Юрий резко рванулся в сторону и под пистолет, не обращая внимания на Князева, который попытался схватить его руки. Часть денег, около 350 долларов, осталась у клиента, но Кузимичеву было не до них, он бросился к выходу. Теперь, наконец, грянул выстрел. Обжигающий удар в левое плечо так сильно толкнул валютчика, что тот опустился на корточки. Подниматься времени не было, он рванул прочь как был, на четвереньках… — Обожди! Ты все не так понял! Давай разберемся! — гнался за Юрием Князев. Вдвоем они выскочили на улицу, и тут Кузимичев наткнулся на знакомого парня, который к тому же был работником милиции. — Помоги! В меня стреляли! — воскликнул Юрий. Князев остановился в отдалении, а потом, напустив на себя вид беспечного прохожего, направился обратно к гаражу. Но его остановили… Прибывшая в гараж Князева следственно-оперативная группа не нашла на месте происшествия ни стрелявшего, ни пистолета, ни даже гильз. Оставшихся участников странного и опасного инцидента доставили в райотдел. Там Князев сразу же заявил, что стрелявшего мужчину он не знает, никогда раньше его не видел, да и сейчас особенно не запомнил. Это какой-то знакомый прислал его починить машину. Стрельбой же он напуган не менее, чем потерпевший… Словам Кузимичева, утверждавшего, что хозяин гаража действовал заодно с преступником, почему-то никто не придал значения. И через несколько часов Князев уже покинул милицейские кабинеты, отделавшись всего лишь легким испугом. Он даже изъявил желание сотрудничать с правоохранительными органами и, будучи художником, набросал портрет неизвестного разбойника. Рисунок этот не имел ни малейшего сходства с оригиналом. Ведь Князев прекрасно знал преступника, а стрелял тот из пистолета, принадлежавшего художнику, так что его поимка вовсе не входила в планы служителя муз… СМЕРТЬ ЮВЕЛИРА Ограбление валютчика Князев пытался совершить с неким Геннадием Пустельгиным, офицером в отставке. Какие кривые дорожки свели их между собой — неизвестно. Ходили, впрочем, слухи, что оба они перестали интересоваться дамским обществом и находили удовольствие в общении между собой… Загадкой остается и род занятий господина Пустельгина. Но он стал чем-то вроде верного оруженосца Князева, выполнявшего для него весьма щекотливые поручения. За это Василий Степанович периодически подбрасывал ему денег, которых обоим по-прежнему не хватало. Ломая голову, где бы еще раздобыть средства, Князев вспомнил своего старого кредитора, ювелира Валерия Осипкова. Когда-то лет десять назад художник занял у него под проценты три тысячи долларов, но деньги так и не вернул. Так что обращаться к Осипкову еще раз не было смысла. Да тот и не был слишком богатым, жил с престарелой матерью очень скромно. Деньги в рост давал не свои, имел лишь какие-то проценты как посредник. Всем достоянием Осипкова, еще в детстве потерявшего одну ногу, были «Волга» с ручным управлением да ювелирная мастерская, оборудованная в подвале. Впрочем, с золотом и бриллиантами скромный ювелир дела не имел, он работал в основном с серебром и мельхиором. Но вещички у него получались изящные и красивые, пользовавшиеся на выставках неизменным успехом. Так что Князев не удивился бы, узнай он, что у ювелира где-то припрятаны и денежки, и золото… И несчастный Валерий был «назначен» очередной жертвой. В течение достаточно длительного времени Князев и Пустельгин следили за перемещениями ювелира, пытаясь выяснить распорядок его дня. Осипков обычно появлялся в мастерской после обеда и засиживался там чуть ли не до утра. Впрочем, ломиться к нему в подвал было бесполезно — от любопытных мастерскую отделяли две металлические двери, и попасть туда можно было лишь по предварительной договоренности. Зато много времени Осипков проводил в гараже. «Волга» была его неразлучной спутницей, его ногами, и он старался поддерживать ее в хорошем состоянии. Кроме того, дверь гаража всегда была открыта настежь — осторожный и умелый Осипков почему-то так и не удосужился провести в гараж электричество… В тот день несчастному не повезло с утра — у магазина сломалась машина. Валерий попросил знакомого подбросить его до дома. Попрощавшись, он пошел в гараж, не заметив в стоящей неподалеку иномарке двух мужиков, пожиравших его глазами. Едва он скрылся в помещении, эти двое бросились за ним… Убежать от убийц одноногий напуганный старик не сумел. Он скончался на месте преступления от 21 ранения, повредивших сердце и легкие. Но груды золота, мерещившиеся Князеву и его подельнику, так и не дались им в руки. Ювелир оборудовал входные двери секретами, которые не смогли обнаружить и разгадать убийцы. Пришлось им убраться, не солоно хлебавши… ТАЛАНТЫ ЗА РЕШЕТКОЙ Убийство ювелира оставалось нераскрытым более двух лет. Собственно, должники Осипкова попали в поле зрения сыщиков сразу же. Но доказательств причастности Князева к страшному преступлению тогда не нашлось. Считается, что со временем следы преступников «остывают», но в данном случае время работало против них. Шли дни, они сами утратили осторожность и позволили оперативникам найти новые улики. Василий Князев попытался снова занять позицию стороннего наблюдателя. Он утверждал, что подвозил Пустельгина к дому ювелира, но не знал зачем. Из машины не выходил, что натворил приятель — не знает. Но на сей раз выкрутиться ему не удалось. Играя в откровенность, Василий Степанович проговорился, что слышал душераздирающий вопль из гаража, однако проверка показала, что из машины крики услышать было нельзя. Кроме того, после визита к ювелиру Василий Степанович тщательнейшим образом, с хлоркой, выстирал автомобильные чехлы. Зачем? Уж не потому ли, что они были испачканы кровью, причем оба? Пустельгин же и вовсе не признался ни в одном из совершенных преступлений. Он уверял, что его оговорили, подставили, и поминал 1937 год, называя себя жертвой произвола. За кражу, убийство, сопряженное с разбоем, и вооруженное нападение на валютчика Василий Князев был приговорен к 23 годам лишения свободы, Геннадии Пустельгин — к 24 годам тюрьмы. Не остались безнаказанными и те, кто помог художнику совершить кражу из мастерской. Кирилла Шлыкова и Сергея Князева приговорили каждого к 4 годам лишения свободы, их знакомого гимнаста — к 3 годам. Верховный суд оставил этот вердикт без изменений.
Оценка: Проголосовало:
- +
К данной статье комментариев нет.
|