«Каникулы строгого режима». Как делалось кино...
Максим ЛЕОНОВ, специально для «Криминала»
Этот фильм был обречен на успех еще тогда, когда режиссер Игорь Зайцев только попросил писателя и сценариста Андрея Кивинова написать сценарий по его же книге. И первые прокатные дни «Каникул строгого режима» лишь доказали это. О том, как из обычной тюремной байки родилась сначала книга, а затем и фильм, «Криминалу» рассказали «отцы-основатели» Кивинов, Зайцев и многие другие.
«…ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОКА НЕ ВИЖУ»
С Федором Крестовым писателя Кивинова познакомила его жена, Виктория Пименова, лет пять назад. В то время Виктория работала главным редактором криминального издания. Крестовый, отсидевший 12 лет в колонии строгого режима, принес ей несколько своих статей о тюремной жизни. И рассказал байку о том, как один его знакомый зэк сбежал из зоны и прятался в пионерлагере. Виктории история понравилась, и она рассказала ее мужу. А тот подумал, что байка может стать хорошим сюжетом для очередной книги.
— Мы сидели с Крестовым на лавочке в парке, — рассказывает Кивинов. — Я выспрашивал у него подробности той истории. Тогда же и решили, что для развития сюжета нужно сбежавшему зэку дать напарника. Так и появился второй персонаж — бывший мент, попавший на обычную зону.
Книга получилась и веселой, и грустной одновременно. Написанная в манере Кивинова, простым языком и с массой смешных ситуаций, она распродавалась как горячие пирожки. Так что неудивительно, что режиссер Игорь Зайцев («Диверсант. Конец войны», «Есенин») решил снимать по ней фильм. А когда Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Алексей Кравченко и Владимир Меньшов согласились сниматься в новой картине, мало у кого были сомнения в том, что картина станет хитом. Кроме Зайцева, у которого сомнения все-таки оставались.
— Картина рождалась довольно трудно, — рассказывает Зайцев. — Нет, отсняли все довольно быстро, но потом почти восемь месяцев монтировали. А когда все соединили, оказалось, что нужно доснимать. А дети, которые играли пионеров в лагере, уже выросли, изменились. И это никаким гримом не замажешь! В общем, съемки были еще те, проблем хватало. Так что когда проходил самый первый показ картины в Уфе, я ужасно волновался. И даже предупредил зрителей перед показом, что не ручаюсь за результат, — улыбается режиссер. — А после показа ко мне подошел какой-то подвыпивший мужик и сказал: «Да чего вы так волновались, классно же все!» И такая рецензия меня немного успокоила. Так что на втором показе я уже волновался поменьше.
Картину обкатывали в основном в колониях. И после каждого показа зрители буквально орали: «Вторую серию!» Выражая этим требованием свое полное одобрение фильму. Но автор сценария Андрей Кивинов пока не склонен что-то писать на эту тему.
— История полностью закончена, и я пока не вижу, как ее можно продолжить, — рассказал он «Криминалу». — Я понимаю, что если картина будет иметь коммерческий успех, то будет выгодно доснять продолжение с теми же героями и актерами. Но всегда есть опасность того, что вторая часть получится гораздо хуже первой.
— Пока мы ждем реакции зрителей, — вторит ему Игорь Зайцев. — Если картина, что называется, «пойдет» — и принесет прибыль, подумаем о продолжении. А пока мне более реальным представляется вариант выпуска телевизионного сериала. У нас же около трех часов не вошедшего в картину материала, так что сериал и доснимать не надо. Просто смонтировать те сцены, которые вы видите уже сейчас, и те, что у нас в запасе остались.
— Была одна сцена в фильме, которая лично на меня произвела довольно сильное впечатление, — рассказывает актер Сергей Безруков. — Когда мой персонаж, Витя Сумрак, ведет правеж на зоне. А на судилище к нему привели этакого субтильного зэка, который украл сгущенку у своих. Сумраку этого парня жалко, но он должен его наказать. А потому приказывает сломать ему руку. Эта сцена не вошла в кинокартину, но, вполне возможно, выйдет в телеверсии.
ПСКОВСКИЙ РЭКЕТ
Картину снимали в Островском районе Псковской области. Местные жители, половина из которых сами отсидели, а вторые кого-то из зоны ждали, играли со знанием дела. Однако не обошлось и без неприятностей. Дети, которые снимались во второстепенных ролях, получали довольно серьезные деньги. Порядка 500-600 рублей в день. За месяц получалась довольно крупная сумма. И среди островитян появились доморощенные рэкетиры. Которые встречали детей за территорией съемочной площадки и тре-бовали поделиться заработанными деньгами.
— Мы уже подумывали охрану нанимать каждому маленькому актеру, — рассказывает Зайцев. — Но потом все разрешилось.
Проблему «порешал» соавтор Кивинова Федор Крестовый. Он, кстати, тоже снимался в одной из второстепенных ролей. Федор разыскал местного криминального авторитета, с которым полюбовно поговорил и объяснил, что брать детей на гоп-стоп не по понятиям. И такие наезды на членов съемочной группы могут выйти боком всей братве в Островском районе. Приедут столичные менты, начнут трясти всех по беспределу, много чего натрясут. Ну кому это надо? Авторитет с Крестовым согласился, и ограбления маленьких актеров прекратились.
«ВАС ЖДУТ ДОМА. ИМЕННО ЭТО МЫ ПЫТАЛИСЬ СКАЗАТЬ В КАРТИНЕ!»
На пресс-конференции после предпремьерного показа «Каникул строгого режима» в Петербурге журналисты задали создателям фильма вопрос: «А не является ли ваш фильм этакой романтизацией воровского образа жизни?» На что Дмитрий Дюжев ответил следующее:
— Если в этом фильме и присутствует романтика, то не тюремной жизни, а жизни на воле. Но самое главное, что мы хотели донести тем же заключенным нашей картиной, это то, что их ждут. Что у каждого из них есть шанс, отсидев свое, вернуться к нормальной жизни. Где будет любовь, забота, дружба, но не будет места для краж, разбоев, убийств. Мы пытались сказать, что у каждого человека есть второй шанс.
Андрей Кивинов на этот вопрос лишь улыбнулся. Тот, кто читал его книгу, по которой и был снят фильм, подобного вопроса никогда бы не задал. Зона там отображена во всей своей неприглядной «красоте». И романтики там нет никакой. И если в кинокартину не вошли некоторые сцены, в которых показана «голая правда жизни», то только потому, что авторы фильма старались придерживаться комедийного жанра. Кстати, в фильм не вошла одна сценка, где Сергей Безруков на «фене» учит жизни пионера. Вернее, сама сцена вошла, а вот текст был вырезан. Специально для читателей «Криминала» Безруков повторил этот текст:
— Честно признаюсь, я учил его недели две. Обычно я заучиваю классику, а тут тоже классика, но иного толка. Сейчас я попробую повторить: «Ты чего, спиногрыз малолетний, совсем тритатульки попутал? Типа тут все лохи чилийские, ты один д’Артаньян, что ли? Да за такие косяки в приличном обществе канделябрами бьют! Это надо до чего берегов не видать! Нахватался верхушек у шпаны подзаборной и все — пальцы веером, сопли пузырем, зубы в наколках, что ли? Слушай сюда, на том поле, где ты мышей ловишь, я всех котов передушил! Раз подрезал беспонтово, будешь делать, что я скажу. За такие прокладки ты в двойном попандосе!»
Как уже упоминалось, данный текст из картины вырезан. Так было решено режиссером и продюсером фильма. Мы не будем критиковать их за различные вырезы, а советуем всем читателям посмотреть этот замечательный фильм и составить собственное мнение.