Без срока давности...
Игорь БАКШЕЕВ, собкор по Дальнему Востоку
Судебной коллегией Хабаровского краевого суда, работающей в Комсомольске-на-Амуре, завершено, можно сказать, уникальное дело – уроженца одного из далеких славных городов Казахстана привлекли за групповое изнасилование заведомо несовершеннолетней... одиннадцать лет спустя!
О вреде алкоголя
Некий Ренат Исмаилов, 1978 года рождения, состояние трезвости и одиночества, в частности — отсутствие женского пола ненавидел, а потому старался этого избегать любыми способами. Но вот беда – с женщинами была проблема, несмотря на то что знакомых девчонок, в общем-то, было немало. Однако представительницы слабого пола не жаловали Исмаилова и трех его дружков – Сергея Крючкова, Вячеслава Пономаренко и Олега Киреева – по одной простой причине: вечно озабоченные и пьяные подростки ничего, кроме отвращения не вызывали.
Надо сказать, что, выпив лишку, все четверо становились неузнаваемо злыми и вздорными, было им и море по колено, и сам черт не брат. Потому-то они в конце концов и оказались в милиции. Их поставили на учет, пригрозили, что когда-нибудь обязательно посадят в камеру. Но подростки не испугались.
Кошмар в полутемном подвале
Это случилось в конце марта 1994 года. Ренат, Сергей, Олег и Вячеслав, а также две девушки – Зоя Литвинова и Катя Ермоленко – сидели в подвале одного из домов по улице Си-доренко и распивали спиртные напитки. Причем один из подростков – Исмаилов – вот уже неделю находился в глухом пике запоя.
Призывно плескаясь в пластмассовых одноразовых стаканчиках, далеко не лучшего качества водка неимоверно быстро затуманила мозги четверым худосочным собутыльникам. И, естественно, всех четверых потянуло на подвиги. Состояние для тех, у кого постоянно «пальцы веером», непростительно опасное.
Пошушукавшись между собой, пареньки начали наливать двенадцатилетней Кате больше всех, и спустя примерно час она, сильно опьянев, пошла в соседнее помещение подвала. За ней пошли все ее приятели. Ренат схватил девушку за руку и толкнул в угол каморки, Сергей, Олег и Вячеслав стали наносить ей сильные удары. Били даже головой о землю. Вместе с парнями Ермоленко избивала и вдрабадан пьяная семнадцатилетняя Литвинова, с которой Катя накануне поссорилась.
Когда жертва уже не могла оказывать никакого сопротивления, озверевший от крови Исмаилов приказал дружкам раздеть ее, после чего четверо парней по очереди ублажили свою плоть и снова стали глумиться над девушкой.
По заслугам
Катя окончательно пришла в себя только через несколько часов. Память возвратила ей кое-какие подробности. Лица насильников отпечатались в ее сознании как минимум на ближайшие десять лет.
Приметы преступников были хорошо известны, и большинство из них удалось задержать в считанные дни после вышеназванных событий.
Задержанные Крючков, Пономаренко и Киреев играли в молчанку недолго, на первом же допросе подростки сначала во всем сознались и якобы даже сокрушались, что не могут припомнить всех своих издевательств над Катей. С улыбочками на румяных лицах ублюдки говорили следователю, что они просто дурачились! Потом подростки стали утверждать, что не били Катю, мол, она сама по дороге в каморку спьяну упала и ударилась головой о трубу. Кроме того, они отрицали, что изнасиловали потерпевшую. Такое явное отрицание очевидных фактов, по всей вероятности, было продиктовано опасением за свою дальнейшую судьбу.
Спустя год состоялся судебный процесс. Двое шестнадцатилетних парней – Сергей Крючков и Олег Киреев – получили по шесть лет лишения свободы, Зое Литвиновой, избивавшей Катю, дали четыре года за нанесение тяжких телесных повреждений. Избежал уголовной ответственности лишь Вячеслав Пономаренко – на момент совершения преступления ему было только двенадцать полных лет. Другими словами, он не достиг уголовно наказуемого возраста.
На суде юноши нежные и их подруга говорили, что совершили большую ошибку, обещали исправиться и больше никого не обижать.
Что же касается Рената Исмаилова, то суд над ним состоялся не через год и даже не через два. Ибо, видимо, осознавая, какое наказание ему грозит, парень поспешил уехать из города.
Последний «герой»
После безуспешных поисков сотрудники правоохранительных органов пришли к выводу, что скрыться Исмаилов мог не где-нибудь, а у себя на родине в Казахстане, где проживали его родственники. Но Казахстан – это уже заграница, так что насильника пришлось объявлять в международный розыск, благо с бывшей советской республикой у России имеется договор об экстрадиции. Полные данные Исмаилова и преступления, которое он совершил, были отправлены в Главный информационный центр МВД России, а оттуда их передали заграничным коллегам.
Через пару лет выяснилось, что и на своей исторической родине беглый Ренат успел ввязаться в криминальную историю, попав в казахскую колонию за кражу. Но прежде чем правоохранители двух стран урегулировали правовые вопросы относительно его экстрадиции, прошли годы. Причем к делу насильника пришлось подключаться даже Генеральной прокуратуре России! В конце концов преступник был освобожден из колонии Казахстана условно-досрочно, но порадоваться ему не довелось. Прямо у лагерных ворот его ожидали казахские оперативники, которые вновь взяли Исмаилова под стражу и передали российским конвойным службам, после чего преступника этапом отправили в далекий Комсомольск-на-Амуре.
…Ренат виновным себя не признал. Нет, обвиняемый согласился, что 29 марта 1994 года действительно распивал спиртное в подвале на улице Сидоренко, но у него имелась своя версия случившегося:
— Я просто так, в шутку, предложил приятелям изнасиловать Ермоленко, – развязно покуривая следовательскую сигарету, заявил Исмаилов. – Я же не знал, что они воспримут мое предложение всерьез. Подложив под голову Кати куртку, я ушел, а когда вернулся, то увидел, что наши пацаны насилуют Ермоленко. Затем мне сказали, что я должен присоединиться. Ну и я спустил штаны…
Суд критически отнесся к оправданиям Рената, ведь одиннадцать лет назад его сообщники уже дали признательные показания, причем эти показания согласовывались между собой, то есть отличались большей достоверностью. Старые уголовные дела были подняты из архива и теперь работали против главного насильника. Кроме того, к началу судебного процесса другие участники преступления уже свое отсидели, вышли на свободу, как принято говорить, с чистой совестью и теперь выступали в качестве свидетелей, поскольку скрывать им было нечего. По словам одного из них, Сергея Крючкова, именно Исмаилов принес в подвал водку, а после того, как все выпили, предложил изнасиловать Катю:
— Она уже была сильно пьяной и, когда пошла в соседнюю каморку, упала. Мы раздели Катю до пояса, Ренат подошел к ней, взял за волосы и ударил головой о землю, а потом первым лег на нее сверху…
Словом, Исмаилова полностью изобличили.
Эпилог
После недолгих запирательств Ренату пришлось признаться в совершенном. Он «подписался» под изнасилованием и нанесением тяжких телесных повреждений и полностью признал свою вину, пояснив, что «совершил все это, потому что потерял контроль над собой». Однако в его словах не было ни тени сомнения, ни грамма раскаяния.
Само собой, насильник прошел психиатрическую экспертизу на установление его психической полноценности. Его признали вменяемым. Хотя, по словам экспертов, бесспорно, определенные отклонения у него имеются, но они скорее не психического, а психологического характера. В ходе судебного процесса государственный обвинитель акцентировал внимание суда особенно на том, что в действиях подсудимого имел место умысел на изнасилование потерпевшей, которая не достигла четырнадцатилетнего возраста (статья 131 УК РФ часть 3, пункт «в»), ведь все участники преступления заранее знали о том, что Кате лишь двенадцать лет.
Казалось бы, все факты и свидетельские показания работали против Рената, но… имелись в деле и смягчающие обстоятельства. Например, сам он в 1994 году был несовершеннолетним, к тому же с тех пор прошло уже более десятка лет, в связи с чем срок, положенный по соответствующим статьям, по закону сокращается наполовину.
В итоге Исмаилову дали четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.