Страсть к золотому тельцу...
Игорь БАКШЕЕВ, собкор по Дальнему Востоку
Если в душе вовремя не поселился бог, то рано или поздно его место занимает сатана...
Сорок два года на троих получили бывшие охранники коммерческой фирмы, отправившие на тот свет своего близкого друга и сослуживца. Причина стара как мир: страсть к золотому тельцу.
Цена жизни
Двадцативосьмилетний Ярослав Звенигородский – студент-заочник и без пяти минут отец второго ребенка – знал своих друзей – Вадима Петрунина, Костяна Обухова и Андрюху Гвоздикова – как облупленных: они отработали охранниками в одной небольшой коммерческой фирме вместе не один год и за это время сумели влезть, что называется, друг другу в душу.
Но в один прекрасный день друзья Ярослава решили податься на вольные хлеба, а он остался верен фирме. Однако вскоре они поняли справедливость поговорки «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Больших денег бывшие охранники не заработали, как ни старались. И это, скорее всего, толкнуло их на криминал.
Для начала они решили ограбить фирму, на которой некогда трудились. Однако было одно «но» – Ярослав. Не долго думая, Константин предложил его убрать, когда дело будет сделано либо заранее: подумаешь, мол, «мокруха», главное – «бабки», поскольку когда с «бабками» беда, то все остальное параллельно. Вадим и Андрей, у которых под черепными коробками наблюдалось полное отсутствие мыслей на фоне всепоглощающей лени, согласились. Впоследствии они так и заявили следователю, что инициатором налета стал Обухов. Именно он предложил им «взять кассу». Он же, по их словам, разработал детальный план нападения и четко распределил роли. На «дело» пошли с железными арматуринами, бейсбольной битой и сломанным газовым пистолетом.
Задумано — сделано
…Ярослав был несказанно рад, что друзья навестили его во время ночного дежурства. Конспекты были тут же отложены в сторону, на столе появились кружки с чаем и печенье (Звенигородский никогда не злоупотреблял спиртными напитками). Ему и в голову не могло прийти, что его хорошие знакомые пришли за его жизнью и деньгами.
Дождавшись, когда Ярослав увлекся беседой с Вадимом и Андреем, Константин поднялся со стула, зашел за спину друга-охранника, вытащил из брюк бейсбольную биту… и тут Ярослав повернул голову. Звенигородский не успел ничего понять, как Обухов хладнокровно нанес ему мощный удар в висок. Ярослав упал на пол и потерял сознание.
Налетчики стали шарить по офису в поисках денег. Увлеклись сейфами и на время забыли о своей жертве. Воспользовавшись этим, Ярослав бросил кружку в окно в надежде подать знак случайным прохожим. Эта попытка стоила ему очень дорого. Преступники отвлеклись от поиска денег и сосредоточили свое внимание на лежащем на полу парне. Били зверски (позже эксперты обнаружили множественные переломы ребер, кровоподтеки на лице и теле, челюстно-лицевую травму и кровоизлияния внутренних органов), после чего несчастного охранника решили задушить. Едва Ярослав снова приподнял голову, как Андрей ловко захлестнул петлю удавки у него на шее. Вадим и Костя помогли дружку: первый вцепился в другой конец тонкого электропровода, второй крепко держал голову.
На следствии Обухов говорил, что уже после того, как близкий друг и сослуживец был задушен, он бейсбольной битой зачем-то размозжил ему череп. Лукавил душегуб: эксперты установили, что смерть Ярослава Звенигородского наступила в результате открытой черепно-мозговой травмы. Завершилась кровавая сцена сожжением трупа. Впрочем, не будем забегать вперед, расскажем обо всем по порядку.
Не солоно хлебавши
…Первым делом незваные гости выволокли из помещения фирмы два тяжеленных сейфа, в которых, как они предполагали, находились деньги, и погрузили их на специально взятый напрокат микрогрузовичок. Затем парни вернулись в офис, забрали всю оргтехнику, сложили ее в коробки, вывернули карманы Ярослава и взяли портмоне, в котором лежали его водительские права, студенческий билет и фотография жены. Обухов снял с шеи Звенигородского золотую цепочку с кулоном – подарок родителей. После чего офис решили подпалить. Убийцы разбросали по кабинетам газеты и журналы, побросали сверху на труп какое-то тряпье, найденное в кладовке, и сунули горящую спичку в сделанный из тряпья факел. Дождавшись, когда огонь и дым начнут расползаться по помещению, преступники покинули здание.
«Отлежаться» душегубы планировали в небольшой деревеньке у дальних родственников Петрунина. Они были уверены, что все будет по принципу «концы в воду». Мол, в подобной глуши нас искать никто не станет, а если что, то можно и в партизаны уйти. Однако добраться до конечного пункта своего маршрута они не смогли – были задержаны на одном из постов инспекторами дорожно-патрульной службы. В ходе досмотра были обнаружены и сейфы, и оргтехника, и портмоне погибшего. Другими словами, преступление было раскрыто практически случайно.
Справедливость
…Больше года шло следствие. Поначалу парни категорически отрицали предъявленные им обвинения. Однако факты – неумолимая вещь, в содеянном они сознались, совершенно не по-джентльменски сваливая всю вину за совершенное злодеяние друг на друга. А после парни стали изображать из себя невменяемых. Но стационарная судебно-психиатрическая экспертиза пришла к выводу, что обвиняемые в момент совершения преступления по своему психическому состоянию могли осознавать свои действия и руководить ими, однако страдают хроническим алкоголизмом. После этого Петрунин, Обухов и Гвоздиков стали давать подробные показания по делу, охотно рассказывали о деталях убийства (особенно усердствовал Обухов, надеясь смягчить свою участь), но во время судебных заседаний говорить отказались. «Да не хотел я валить Ярослава, – шмыгая носом, говорил Константин. – Что-то в голове перемкнуло…» Следователям пришлось разбираться, что к чему. Разобрались.
Суд инкриминировал каждому целый букет статей Уголовного кодекса, оценил собранные доказательства, счел, что они достаточно полно свидетельствуют о вине подсудимых, и согласился с позицией государственного обвинения. Обухов получил восемнадцать лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Гвоздиков схлопотал четырнадцать лет баландной диеты, Петрунину дали «червонец» строгача. В свою очередь выродки немедля написали жалобы и попросили Верховный суд более детально разобраться в их деле. Адвокаты потребовали пересмотреть результаты судебно-психиатрической экспертизы. Однако никто, включая собственных родителей, не сказал об этих молодых людях ни одного доброго слова. Российский Верхсуд оставил этот приговор без изменений. Зло наказано, но молодого парня не вернешь.
Кстати, когда открыли сейфы, то в них оказалось всего восемнадцать тысяч рублей – все, что осталось после выдачи зарплаты работникам фирмы. В общем, на каждого пришлось бы тысяч по шесть, не больше…